Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Понимание конструкции объективов: что должен знать каждый фотограф

672

Фотография — это не только искусство, но и наука — и особенно это проявляется в конструкции объективов. За каждым чётким снимком стоит сложная система стеклянных линз, оптических покрытий и инженерных решений, которые вместе формируют путь света к сенсору. Понимание того, как устроен объектив — какие элементы, группы, покрытия и механизмы задействованы — не только придаёт глубину пониманию техники, но и помогает делать осознанный выбор оборудования, которое отвечает творческим и техническим задачам.

Даже если вы не технарь — прочитайте эту статью хотя бы из любопытства.

Оптические схемы объективов — не просто сухая физика, а результат 150 лет инженерного поиска, изобретений и красоты в точных расчетах. Эти классические формулы лежат в основе всех современных объективов — от смартфона до дорогой оптики. Это уважение к тем, кто шаг за шагом построил основу визуального мира, в котором мы живем.

1. Что такое оптические элементы?

На базовом уровне объектив — это корпус (труба), внутри которого находятся отдельные оптические стеклянные элементы:

  • Выпуклые (convex, выпирающие наружу),
  • Вогнутые (concave, загнутые внутрь),
  • Могут быть односторонними (мениск, плано-выпуклая/вогнутая) или двусторонними (двояковыпуклая/вогнутая).
  • Другие виды.


Каждая линза спроектирована так, чтобы преломлять свет особым образом. В результате свет проходит через несколько элементов, чтобы:

  • исправить аберрации,
  • обеспечить резкую фокусировку,
  • минимизировать искажения


2. Что такое группы?

Элементы в объективе объединены в группы — это сборки из одного или нескольких стекол, функционирующих как единое целое.

Группы бывают:

  • цементированными: когда стекла склеены между собой,
  • через воздушный просвет: когда отдельные линзы расположены с зазором.

При фокусировке или зумировании группы с воздушным просветом обычно движутся. Чем больше групп, тем сложнее конструкция — это отражается на массе, стоимости, оптической производительности. Однако большее число групп не всегда означает лучший объектив — важно, какие решения и компромиссы заложены в оптической схеме

На изображении показана разобранная модель: Zeiss Otus 55 mm f/1.4. Дизайн из 5 элементов в 5 группах.

3. Оптические формулы, которые изменили всё: Ахроматический дублет, Триплет Кука, Tessar, Double Gauss/Planar и Sonnar

Современные объективы представляют собой сложные оптические системы с дюжинами элементов, управляемыми с высокой точностью. Однако их корни уходят в классические оптические схемы — инженерные решения, появившиеся ещё в XIX и начале XX века. Именно эти решения заложили основы того, как линзы управляют светом, балансируя между тремя главными вызовами: искажениями, резкостью и хроматической аберрацией (цветовая окантовка).

Давайте рассмотрим несколько таких исторически значимых конструкций, которые повлияли на оптику.

Ахроматический дублет

Принцип действия: лучи разной длины волн фокусируются в одной точке, устраняя цветовую окантовку.

Одним из первых значимых достижений в оптике стал ахроматический дублет — система из двух линз, изготовленных из разных типов стекла: обычно кронглас на основе боросиликатного стекла с добавками оксидов натрия, кальция и т.п.) и флинтглас на основе оксида свинца или бария и цинка. Такая комбинация позволила скорректировать хроматическую аберрацию, которая проявляется в виде цветных ореолов по краям объектов.

Главная идея дублета — заставить лучи разной длины волн (красные, зелёные, синие) сходиться в одной фокусной плоскости, тем самым устраняя "радужные" артефакты, свойственные ранним объективам. Несмотря на простоту, этот принцип до сих пор используется в некоторых современных оптических группах.

Триплет Кука

В 1893 году инженер Деннис Тейлор разработал новую трёхэлементную схему, известную как триплет Кука. Она включала: переднюю двояковыпуклую линзу, центральную двояковогнутую, и заднюю двояковыпуклую.

Такое решение обеспечило гораздо более точную коррекцию сферических и хроматических аберраций, чем дублет. Более того, эта конструкция стала одной из первых, способной одновременно корректировать все пять аберраций Зейделя: сферическую аберрацию, кому, астигматизм, кривизну поля и дисторсию.

Тейлор пришёл к триплету, экспериментируя с концепцией нулевой суммарной оптической силы (ΣΦ ≈ 0), что позволяло сохранить плоское поле фокусировки, разнесённое на три элемента. Воздушные зазоры между линзами также играли роль в общей коррекции.

Триплет Кука стал настоящим прорывом и основой для множества будущих объективов. Он широко использовался в камерах XX века благодаря своей простоте, эффективности и превосходному качеству изображения при умеренных диафрагмах.

Его конструкция стала настолько универсальной, что её вариации применялись практически всеми ведущими производителями:

  • Zeiss — Triotar
  • Meyer-Optik — Trioplan, Domiplan
  • Steinheil — Cassar, Cassarit
  • Leica — некоторые версии Elmar
  • Schneider-Kreuznach — Radionar

Кроме того, триплеты оставались популярными в объективах для крупноформатной фотографии, а их упрощённые версии до сих пор встречаются в современных смартфонах.

4. Дальнейшее развитие оптических схем.

Tessar

Разработана Паулем Рудольфом (Zeiss) в 1902 году, имеет 4 элемента в 2 группах

Благодаря компактности и простоте, Tessar часто называют «орлиным глазом» — резкие центры, умеренное размытие по краям.

Популярна в карманных фиксах 35 мм камер (Rollei 35, Minoxar, Olympus mju) и даже в среднеформатных TLR от Yashica и Minolta

Ограничена светосилой (обычно до f/2.8), но сохраняет хорошую резкость при скромной стоимости

Tessar предлагает компактный и недорогой вариант с хорошей резкостью в центре, но уступает на крайних участках кадра.


Double Gauss / Planar

Основана на двойной гауссовой схеме, впервые описанной Карлом Гауссом в 1817 году, улучшена Зейсом (Planar) в 1896 и 1930-х

Конструкция: 6–7 элементов в 4 группах (пара положительных менисков + центральная отрицательная группа)

Позволяет делать светосильные объективы (f/2, f/1.4), сохраняя низкие аберрации, прямолинейность и плоское фокусное поле

Является основой популярных «нифти-фифти» (50 мм f/1.8), обеспечивает отличную резкость, низкую дисторсию и приятное боке

Planar/Double Gauss — это классика светосильных объективов, обеспечивающая сбалансированное качество, особенно после введения просветляющих покрытий.

Sonnar

Создана зон Бертелем и впервые выпущена Zeiss в 1932 году — 6 элементов в 3 группах, позднее — 7 элементов в 3 группах, светосильные варианты f/1.5–f/2.

Меньше стекло–воздушных переходов, что обеспечивает высокий контраст и низкую засветку при отсутствии просветляющих покрытий.

Подходит для портретной и телеоптики, славится приятным боке и компактностью при большой светосиле

Sonnar ценят за контраст и боке — отличное решение для портретной съемки.

Конструкция объектива — это не просто цифры (элементы/группы), а перемещение света как инженерное и художественное решение. От классики (Triplett, Tessar, Planar, Sonnar, Biogon, Retrofocus) до современных технологий (асферы, ED/флюорит, плавающие группы, стабилизаторы, покрытия) — всё направлено на одно: получать лучшие результаты при реальных съёмках.

Чем глубже вы понимаете, как объективы работают, тем точнее сможете выбрать инструмент под свой стиль: будь это пейзаж, портрет, стрит-фото или видео.

Если нашим читателям будет интересно продолжение, мы с удовольствием расскажем о:

  • Об оптических схемах Distagon и Biogon для широкоугольной оптики и о ретрофокусных схемах для зеркалок;
  • Просветляющих покрытиях и их влиянии на контраст и цветопередачу;
  • ED и флюоритовых стёклах, снижающих хроматические аберрации;
  • О подвижных группах в современных зум-объективах
  • Системах автофокуса и стабилизации, конструкциях типа CRC и Floating Element;
  • Асферических элементах и их роли в уменьшении оптических искажений.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

672

Полезные статьи

Foto.ru. Постскриптум
Foto.ru. Постскриптум
Что произошло с компанией, которая, казалось бы, не просто выживала, а умудрялась процветать и в бол ...
брендывыбор фототехники
2595
Что нужно знать, прежде чем взяться за оцифровку слайдов
Что нужно знать, прежде чем взяться за оцифровку слайдов
Сканирование слайдов вы можете сделать самостоятельно, используя специализированный пленочный или пл ...
как фотографироватьретро
627
Что такое стереоскопия и что о ней нужно знать
Что такое стереоскопия и что о ней нужно знать
"Стереоскопия" звучит как нечто новое и сложное для многих обывателей и даже для некоторых фотографо ...
3d-фотографиякак фотографировать
2402
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера