Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Взлет и падение пресс-камеры. Nikon vs Graflex

395

Если бы вы были фотожурналистом в конце 19-го и начале 20-го веков, ваша мечта не сводилась к Hasselblad, Rolleiflex, Leica или любой другой пленочной камере, которая в наши дни привлекает коллекционеров. Нет, самым желанным инструментом среди опытных профессиональных журналистов была пресс-камера. Эти невероятно прочные устройства были специально созданы для нужд репортеров, включая тех, кто работал в опасных условиях, например, военных фотографов. В истории фотографии пресс-камеры долгое время оставались одними из самых многофункциональных и дорогих устройств.

Зарождение пресс-камеры

Даже когда фотография только зарождалась как средство массовой информации, некоторые производители уже думали о потенциале продажи камеры, которая достаточно компактна, чтобы ее можно было держать в руке.

Мокрые пластины с коллодием, самый популярный носитель изображений в конце 1800-х годов, должны были проявляться сразу после экспонирования, а это означало, что фотографам нужно было собственное портативное оборудование для фотолаборатории. Кроме того, светочувствительность пластин была очень ограничена — максимум несколько единиц ISO. Это означало, что длительные выдержки были необходимы в любое время суток. Таким образом, репортажная фотография, оставалась несбыточной мечтой.

фотограф из Мэриленда по имени Генри Б. Грэммер со своей камерой в 1860-х годах.

Затем, в 1890-х годах, вся парадигма перевернулась с ног на голову. Сухие пластины, которые можно было проявить в любое время и увеличение чувствительности благодаря достижениям в области химии открыли перспективы для совершенно нового поколения камер.

Пресс-камера первого поколения, 1900-1920 гг.

Одним из первых примеров является Goerz-Anschütz — сегодня совершенно неизвестное имя, но в то время оно пользовалось огромной популярностью.

Это была камера коробчатого типа, сделанная из дерева. И экран просмотра, и вся линзовая панель выдвигались чтобы сделать камеру достаточно компактной, и ее можно было легко поместить в сумку.


Goerz Anschütz был первопроходцем в мире пресс-камер

Настоящая привлекательность Goerz-Anschütz заключалась не только в ее размере, но и в затворе. Он был способен обеспечивать выдержку 1/1000 секунды — уже в 1894 году!

В верхней части корпуса находилась еще одна особенность: видоискатель. До Goerz-Anschütz и ему подобных в подавляющем большинстве камер для фокусировки использовался стеклянный экран.

Такие видоискатели, конечно же, не могли корректировать параллакс, предварительный просмотр фокуса или глубины резкости


Пресс-камера Goerz Anschütz аккуратно сложена в компактную коробку.

Все его инновационные функции сделали эту камеру хитом во всей Европе и Северной Америке. Журналисты были теми, кто популяризировал использование, одной из первых камер для прессы.

Всемирный успех SLR камеры для прессы

В 1925-1940 гг. появился конкурирующий дизайн. Эта конструкция представляла собой крупноформатную однообъективную зеркальную пресс-камеру. Да, вы правильно прочитали: SLR в 1920 году!

Стремясь совместить яркое изображение и точную фокусировку стеклянного экрана со скоростью и универсальностью внешнего видоискателя, инженеры камеры придумали конструкцию поворотного зеркала.

Американский фотограф Марион Пост Уолкотт с камерой Speed Graphic на ферме в округе Монтгомери, штат Мэриленд, январь 1940 года.

Этот принцип до сих пор используется в цифровых зеркальных фотокамерах спустя целое столетие — с одной важной оговоркой: первые зеркальные фотокамеры не имели пентапризмы.

Уникальные свойства стеклянных призм были не достижимы в то время из-за невозможности их изготовить с высокой точностью. Это означало, что зеркальные пресс-камеры отражали изображение, создаваемое объективом, сверху вниз, и переворачивали слева направо.

Несмотря на дополнительный вес и вес поворотного зеркала, устрашающий звук затвора и очень высокую цену, эти камеры зарекомендовали себя как незаменимые среди профессиональных журналистов.

Четыре фотографа из Ассоциации фотографов новостей Белого дома держат свои камеры в середине 1920-х годов.

В конце 19-го и начале 20-го веков фотография серьезно укоренилась как неотъемлемый элемент новостных репортажей. Именно в 1920-х годах был введен термин "пресс-камера".

Термин SLR возник в период, когда фотография стала неотъемлемой частью журналистики, и фотографы нуждались в специальных инструментах для своей работы. SLR пресс-камера стала ответом на эту потребность.

SLR — это аббревиатура, которая расшифровывается как "Single Lens Reflex" (однообъективная зеркальная камера). SLR-камеры являются типом фотокамер, которые позволяют фотографу наблюдать сцену через объектив с помощью зеркала. Когда фотограф нажимает на спусковую кнопку, зеркало поднимается, позволяя свету пройти через объектив и попасть на пленку. Это позволяет получить точное представление о том, как будет выглядеть окончательное изображение


Семнадцатьчленов Ассоциации фотографов новостей Белого дома позируют со своими камерами на групповом снимке в 1920-х годах.

Блестящий гламур пресс-камеры эпохи ар-деко

Ближе к концу 1930-х годов пресс-камеры продолжали быстро развиваться, пока не достигли своей самой знаковой и узнаваемой формы: Graflex Speed Graphic.


Бейсболист Washington Senators Герман А. «Германия» Шефер держит камеру Press Graflex 5 × 7 в апреле 1911 года.

Graflex имел уже долгую историю производства фотоаппаратов к началу 1910-х годов.

Первая пресс-камера была представлена в 1912 году и не сразу завоевала популярность. У нее было несколько замечательных функций, таких как сменные объективы и относительно легкий корпус. Увы, ее высокая цена отодвинули камеру на второй план.

Только в 1928 году, Graflex выпустила исправленную версию, которая стала безусловным хитом. Камера Graflex Speed Graphic, оснащенная гораздо более широким набором объективов, множеством улучшений эргономики, улучшенными видоискателями и множеством других вкусностей.


Камера Graflex Speed Graphic 1928 года выпуска. Фотографии Себастьяна Амьетля.

Speed Graphics была ориентирована на универсальность. С экраном из матового стекла и светосильными телеобъективами это была подходящая камера и для студийного портрета.

Но благодаря точному дальномеру в дополнение к вспомогательным видоискателям для отслеживания движущихся объектов, Speed Graphic отлично показала себя и в полевых условиях.

Speed Graphic была стандартом камеры для прессы середины века. Конкуренты, такие как Busch Pressman и Linhof Technika, были одинаково любимы и оценены их пользователями, но ни один из них не мог сравниться со Speed Graphic с точки зрения репутации или признания в среде репортажных фотографов.


Фотокорреспонденты документируют появление Феликса Франкфуртера в зале слушаний Судебного подкомитета Сената после его выдвижения в Верховный суд. Январь 1939 года.

Включите голливудский фильм «Золотого века» 1930-х или 40-х годов, и вы увидите Speed Graphics везде, где появляются журналисты.


Фотографы используют пресс-камеры Speed Graphic, чтобы сфотографировать губернатора Пенсильвании Томаса Кеннеди 23 марта 1938 года.

На самом деле господство Speed Graphic было настолько велико, что каждая фотография, получившая Пулитцеровскую премию до 1953 года, была сделана исключительно этой моделью камеры!


Leicaвыходит на первый план

В том же году изобретатель из Германии по имени Оскар Барнак представил публике свой проект сверхкомпактной камеры «миниатюрного формата», использующей 35-мм кинопленку.

Leica не добилась мгновенного успеха, но усовершенствования и улучшения сделали ее чрезвычайно привлекательной для репортеров.


Оскар Барнак, «отец 35-мм фотографии» (слева), и изобретенная им камера Ur Leica (справа). Фото: Лейка.

К концу 30-х годов Leica была одной из самых продаваемых камер, значительно превосходя по продажам Graflexs и уступая только дешевым камерам для массового рынка, таким как Kodak Brownie.

Несмотря на очевидные преимущества Leica в скорости и размере, представители прессы в основном отвергли ее, назвав камерой для любителей. В основном это было связано с одной проблемой: размерами крошечных 35-мм негативов. В 30-е годы газеты и журналы одинаково нуждались в больших принтах для своих первых полос и разворотов.

В то время как художники и богема проявили интерес к камере, и она нашла нишу в любительской, уличной и фэшн-фотографии, но журналисты еще не приняли ее массово.

Вторая мировая война и ее влияние на фотожурналистику

На полях сражений начали проявляться слабости пресс-камеры Graflex.

Да, Speed Graphics была невероятно универсальной, но она достигла этой универсальности за счет избыточности. Ее затвор был сложным, тяжелым, громким. В зависимости от версии он имел до трех разных видов видоискателей плюс отдельный дальномер, что добавляло сложности всей конструкции.

Все, от смены объектива до перезарядки (которая была необходима после каждого кадра), было трудоемким, сложным и подверженным ошибкам.

Вот почему многие журналисты, особенно работающие на передовой, перешли на более легкие и компактные варианты. Произведенная в США Argus C3 35-мм дальномерная камера размером с ладонь, была выпущена миллионами и стала отличным карманным «оружием» для репортеров.

Аргус С3. Фотография сделана Camerafiend

Военные стали часто использовать Kodak Medalist, дальномер среднего формата, делающий кадры 6x9 см, специально разработанный для военных нужд.


Kodak Medalist — фотоаппарат, широко использовавшийся во время Второй мировой войны

Японское вторжение

Несмотря на технический прогресс, широкоформатная пресс-камера американского производства действительно оставалась актуальной на протяжении всех послевоенных лет.

Фактически, Graflex Speed Graphics, выпущенные в этот период, были самыми продаваемыми моделями камер. Последним гвоздем в крышку гроба старой пресс-камеры вскоре вобьет Корейская война. В сражениях этой войны фотожурналисты еще раз осознали ценность карманных ультра-компактных камер, способных снимать большие серии кадров.

Фотожурналист Дэвид Дуглас Дункан, экспериментировал с объективами неизвестного японского производителя Nippon Kogaku. Эти объективы, установленные на камере Leica, продемонстрировали невероятный уровень резкости и детализации, на 35-мм негативе. Это было то, во что многие в фото индустрии отказывались верить.

Объективы Nippon Kogaku произвели эффект разорвавшейся бомбы. Примерно в это же время японская компания разработала собственную камеру, вдохновленную Leica, которая получила название Nikon I.

В конце концов, в 1959 году Nikon превратился из дальномера в компактную зеркальную фотокамеру с пентапризмой. Эта камера стала новаторской Nikon F. Вскоре после этого вся компания переименовала себя в честь этой камеры. Зеркальная фотокамера Nikon F с удачной эргономикой, 36-кадровой катушкой 35-мм пленки и сменными компактными объективами, отвечала всем требованиям журналистов 60-х годов.


Конец эпохи классических пресс-камер

Ставшая одной из самых продаваемых моделей камер всех времен и вдохновившая множество конкурентов, серия зеркальных фотокамер Nikon доминировала в мире фотографии почти всю вторую половину 20-го века. Революционная зеркальная фотокамера Nikon F стала хитом не только среди фотожурналистов, но и среди профессиональных фотографов и фотографов-любителей. От военных фотографов, работавших во Вьетнаме, до репортеров местных новостей, от уличных фотографов до фотографов-пейзажистов — почти у каждого из них был Nikon.

Были попытки возродить идею специальной широкоформатной «пресс-камеры». Например, Mamiya представила ретро футуристическую модель Mamiya Press в 1960 году. Эта камера была модульной и могла снимать кадры среднего формата 6×4,5, 6×6, 6×7 и 6×9 на рулонной пленке или даже пластинах.

Mamiya Press представляла собой линейку среднеформатных дальномерных камер. Она поставлялась с множеством хорошо зарекомендовавших себя объективов Mamiya, рукояткой и встроенным дальномером. Она предлагала все функции, которых не хватало Nikon по сравнению с Graflex Speed Graphic.

Журналисты, работающие в журналах с большими принтами, оценили её, но в основной массе Mamiya Press не выполняла той роли, для которой изначально предназначалась и больше использовалась студийными фотографами. Ориентируясь на профессиональных фотокорреспондентов, камера не выжила, поскольку индустрия перешла на зеркальные малоформатные 35-мм фотокамеры

Сама Graflex прекратила производство Speed Graphic в 1973 году. К тому моменту продажи уже упали до минимума, а рынок пресс-камер умер. Остались лишь одни фотографы-энтузиасты.

Зеркальные 35-мм фотокамеры продолжали оставаться основным инструментом фотожурналистики 20-го века до самого конца, но в новом тысячелетии их заменили цифровые зеркальные фотокамеры, а совсем недавно — беззеркальные камеры.

В наше время поменялась и сама концепция журналистики: каждый человек со смартфоном стал фотожурналистом. Фотографии с любого события появляются в сети через считанные секунды и для этого уже не нужны профессиональные фоторепортеры.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

395

Полезные статьи

Электронная импульсная фотовспышка "Молния" (ЭВ-1)"
Электронная импульсная фотовспышка "Молния" (ЭВ-1)"
В середине пятидесятых годов в отделах фототоваров крупных магазинов появилась необычная новинка. Пр ...
история фотографии
342
Что нужно знать, прежде чем взяться за оцифровку слайдов
Что нужно знать, прежде чем взяться за оцифровку слайдов
Сканирование слайдов вы можете сделать самостоятельно, используя специализированный пленочный или пл ...
как фотографироватьретро
311
Святой Грааль. Объектив Nikon Nikkor 13mm f/5.6
Святой Грааль. Объектив Nikon Nikkor 13mm f/5.6
Nikon 13mm f/5.6, получивший название «Святой Грааль», был продан на eBay за 50 000 долларов (более...
объективыретроновость
598
Войти