Вы когда-нибудь пытались сделать снимок при свечах на цифровую камеру? Результаты могут быть просто ошеломляющими - теплое свечение мерцающего пламени, отражающееся на лице вашей модели… (чувствуете романтику?). Но съемка в условиях такой низкой освещенности - довольно сложная задача. Предлагаем вам несколько профессиональных советов, чтобы получился идеальный портрет при свечах.
1. Выключите вспышку
Давайте начнем с очевидного и вернемся назад. Вы сделали все снимки с использованием вспышки в условиях слабой освещенности и были разочарованы тем, что она полностью уничтожают любое окружающее освещение в кадре? Если вы хотите получить теплый свет от свечей, важно полностью выключить вспышку. Конечно, есть исключение - см. Пункт 15 ниже.
2. Используйте штатив
Снова очевидное утверждение - съемка при свечах означает, что вы фотографируете при очень слабом освещении, что, в свою очередь, означает, что вы почти наверняка будете снимать с более низкими скоростями затвора, которые увеличат влияние дрожания камеры на ваши снимки. Убедитесь, что ваша камера надежно установлена и максимально неподвижна во время съемки, используйте штатив и продумайте использование дистанционного спуска затвора, чтобы устранить любые вибрации от срабатывания затвора.
3. Дополнительные свечи
Самая большая проблема при фотографировании при свечах - это недостаток света, с которым вам приходится работать. Использование большего количества свечей, очевидно, обеспечит больше света, что даст вам немного больше гибкости, когда речь идет о выдержке, ISO и настройке диафрагмы.
4. Расставьте свечи равномерно
Использование одной свечи или одновременное расположение нескольких свечей в одной и той же позиции приведет к появлению более резких теней на лице объекта съемки. Это может быть, конечно, именно та картина, которую вы ищете, однако в большинстве случаев вам необходимо получить более равномерный свет на лице модели. Расставьте свечи правильно.
Большее количество свечей на одной стороне, чем на другой создаст удачный эффект бокового освещения - однако не делайте стороны чересчур контрастными, если вы не хотите сделать снимок драматичным.
5. Натуральные "отражатели"
Белые стены, скатерти, простыни или потолки могут отражать свет на лицо, тем самым увеличивая количество света в картине (эффект незначительный - но все средства будут хороши, когда вы снимаете в условиях недостаточной освещенности).
6. Быстрые объективы
Если вы снимаете с помощью зеркальной фотокамеры, и у вас имеются в наличие несколько объективов, выберите "самый быстрый" из всех, что у вас есть, поскольку это позволит вам использовать большую диафрагму и получать большее количество света в итоге. Например, объектив 50 мм (f/1.8 или f/1.4). Затем можно снимать с максимально возможной диафрагмой (или близко к ней), которая обеспечит более высокую скорость затвора и более низкое значение ISO. Имейте в виду, однако, что чем больше ваша диафрагма, тем меньше будет ваша глубина резкости и тем больше потребуется область для фокусировки.
7. Увеличение и диафрагма
Имейте в виду, что при съемке с зум-объективом максимальная диафрагма изменяется во всем диапазоне фокусных расстояний. Подумайте, может быть вам лучше будет ногами приблизиться к объекту, чем использовать зумирование.
8. Контекст и задние планы
Композиционно более правильно выглядят снимки со свечами лаконичные и простые. Можете снимать с белым фоном (следите за резкими тенями, отбрасываемыми объектом съемки) и с минимальным количеством декораций. Возможно, будет уместно включить в композицию бокал вина и некоторые основные элементы на столе, если вы собираетесь фотографировать именно за столом - но помните, что чем меньше отвлекающих элементов, тем будет лучше.
9. Скорость затвора
Очевидный способ добавить больше света - это выбрать более медленную выдержку. Имейте в виду, что по мере уменьшения скорости срабатывания затвора вы увеличиваете шансы запечатлеть любое даже малейшее движение (как вашего объекта, так и пламени свечей и движения камеры). Если окружающая среда полностью неподвижна (и пламя не дрожит) и объект остается как можно более неподвижным, вы можете установить выдержку затвора не более 1/15 секунды - но еще чуть медленнее, и ваши требования к объекту съемки будут из разряда "вы слишком много хотите".
10. Настройки ISO
Еще один способ компенсировать слабую освещенность - увеличить настройки ISO. Конечно, компромиссный вариант - снимать с большой зернистостью (шума). Попытайтесь держать значение ISO не более 650, если можете, и вы должны получить достаточно чистые снимки. Если сделать его еще чуть выше, шумы на снимке станут более заметными.
11. Экспозиция
Если на снимке присутствуют свечи, ваша камера обычно недоэкспонирует снимок, поскольку рассматривает их как яркое пятно. Возможно, вы захотите, наоборот, переэкспонировать снимок, однако не увеличивайте экспозицию слишком сильно, иначе свечи на изображении будут выглядеть как сгоревшие пятна.
12. Баланс белого
Стоит поэкспериментировать с балансом белого при съемке с горящими свечами. Они излучают очень теплый свет, а это именно то, что вы хотите включить в свои изображения, так как таким образом создается прекрасная атмосфера. Однако ваша камера может захотеть избавиться от этого тепла, если в ней для баланса белого установлен параметр Авто. Попробуйте разные настройки, чтобы получить нужную цветовую температуру (настройки "в помещении" или "вольфрам" могут сработать). Кроме того, вы можете снимать в формате RAW, и тогда у вас будет намного больше гибкости в работе с балансом белого при постобработке.
13. Композиция свечей
Существует два основных способа работы со свечами в композиционном смысле - вы можете включить их в фотографию или же оставить невидимыми за кадром. Оба варианта помогут создать в конечном итоге прекрасные снимки, поэтому просто экспериментируйте.
Если вы включаете свечи в кадр, помните, что они повлияют на настройки, которые нужны для камеры (см. пункт "Экспозиция" выше), но они также создадут точки интереса на снимке, которые могут привлечь внимание зрителя, конкурируя с основным объектом съемки. Расположите его на видном месте и рассмотрите возможность размещения свечей таким образом, чтобы они не слишком перетягивали на себя внимание.
Если свечи находятся в кадре, вы также должны убедиться, что они выглядят эстетично. Малейшие детали имеют значение в портретах, и вам необходимо запомнить, что уродливые свечи могут оказаться не самой удачной идеей.
14. Другие источники света
Иногда свечи сами по себе не дают достаточно света. Если это так, и описанные выше методы не помогают, стоит подумать о добавлении другого источника. Вы можете использовать дополнительное освещение. Для достижения наилучших результатов постарайтесь придать вашему дополнительному свету теплую температуру, или использовать рассеиватель, а также гелевые фильтры, чтобы скорректировать интенсивность светового потока. Подходят для таких целей красный и оранжевый цвета.
15. Использование вспышки с цветным гелем
В пункте 1 говорилось об отключении накамерной вспышки, чтобы помочь вам получить тот теплый свет от свечей, а не яркую вспышку, засвечивающую изображение. Единственное исключение, которое используют - теплого цвета (красный или оранжевый) гелевый фильтр. Это уменьшает влияние вспышки и придает ей теплое свечение. Вы также можете, как вариант, уменьшить мощность вспышки вручную, если это возможно. Экспериментируйте! С гелевыми фильтрами места для творчества будет очень много.