Вы наверняка когда-нибудь слышали, как кто-то говорит, что телеобъектив "сжимает" фон или "сглаживает" изображение? Разберемся, что имеется ввиду.
Воспринимаемое расстояние между объектом съемки и остальной частью сцены зависит от двух вещей: местоположения фотографа относительно своего объекта и фокусного расстояния объектива. Обсудим этот тип искажения перспективы и как его можно использовать для создания интересных фотографий.
Чем не является сжатие перспективы
Фотографы говорят, что снимки, сделанные с помощью телеобъектива, будут иметь более короткое расстояние от объекта до фона, чем снимки, сделанные с помощью широкоугольного объектива. Но это не совсем верно. Если вы сделаете две фотографии из одного и того же места, одну с широкоугольным объективом, а другую с телеобъективом, оба снимка будут иметь одинаковое воспринимаемое расстояние от передней части к задней - это потому, что перспектива не изменилась. Теперь обрежьте изображение, снятое широкоугольным объективом, до того же поля зрения, что и снятое телеобъективом. И да, качество будет ужасным, но это не главное. Но надо, чтобы кадрирование у обоих снимков выглядело идентично.
Посмотрите на эти два изображения. Первая фотография была сделана с фокусным расстоянием 24 мм, а вторая - с фокусным расстоянием 70 мм. Оба снимка были сделаны с одного и того же места, с использованием штатива, и фотограф сфокусировался на мосту в центре кадра.
Теперь кадрируем широкий кадр так, чтобы композиция была такой же, как у снимка, сделанного телеобъективом. Чтобы сравнить снимки, пришлось увеличить кроп примерно на 285%, что обычно не рекомендуется делать. Обратите внимание на то, чтобы кадр после обрезки выглядел так же, как снимок, сделанный на 70 мм.
На снимке мост не искажен и перила рыболовного пирса в правой части кадра находятся в том же месте. Другими словами, при использовании более длинного фокусного расстояния не было никаких искажений или "сжатия".
Разница лишь в глубине резкости. На фотографии, сделанной на 70 мм, передний план не такой резкий. Определенная глубина резкости зависит не только от открытия диафрагмы, но и от фокусного расстояния, расстояния от камеры до объекта и размера сенсора (матрицы). Но это тема для другой статьи.
Важно понять, что в приведенном выше примере расстояние от камеры до объекта не изменилось. В результате пропорции на изображении не изменились. Если фотограф не перемещается, то эффект, который дает телеобъектив, точно такой же, как и кадрирование, но без потери детализации и резкости.
Что же такое сжатие перспективы?
Сжатие перспективы бывает, когда вы делаете снимок телеобъективом, но это происходит не из-за объектива или его фокусного расстояния. Причина в том, что мы стараемся стоять подальше от объектов съемки, когда используем длиннофокусный объектив. Такое сочетание длиннофокусного объектива и расстояния от камеры до объекта создает у зрителя впечатление, что удаленные объекты больше, чем они есть на самом деле. В результате кажется, что фон приблизился к объекту.
Противоположный эффект возникает при использовании широкоугольного объектива. Когда используется широкоугольный объектив, фотограф старается стоять намного ближе к объектам съемки по сравнению с телеобъективом. Из-за этого близкие объекты будут выглядеть пропорционально больше, чем удаленные объекты. В результате элементы фона становятся намного меньше и кажутся дальше.
Ниже два примера. В первом снимке использовался длиннофокусный объектив. Обратите внимание на иллюзию, будто грузовое судно находится рядом со стаей птиц. На самом деле между ними было расстояние примерно в километр.
На втором примере для фотографии козла был использован широкоугольный объектив. Обратите внимание, насколько большой выглядит голова животного относительно его тела.
Здесь важно не то, что использовались разные объективы, а тот факт, что расстояние от объекта до камеры на каждом снимке сильно отличалось. При фотографировании птиц и грузового корабля расстояние от камеры до объекта (стая птиц) было, вероятно, 100 метров. На снимке козла фотокамера была буквально в нескольких дюймах от его носа!
Эти два последних примера не совсем точно объясняют сжатие перспективы, тем более что они относятся к двум разноплановым объектам. Чтобы выяснить, почему происходит сжатие, давайте рассмотрим серию фотографий.
Эти изображения были сделаны таким образом, что объект (девушка) выглядит относительно одинакового размера на каждой фотографии. Для этого фотографу приходилось отодвигать камеру подальше от нее каждый раз, когда он увеличивал фокусное расстояние. Фотограф должен был так выбрать расстояние между девушкой и камерой, чтобы объект съемки оставался в кадре одинакового размера. Обратите особое внимание на фон.
Первая фотография сделана на 24 мм. Посмотрите на широкий фон, который дает зрителю ощущение пространства. Обратите внимание на флаг и как далеко расположены цветочные каменные горшки. Кроме того, поскольку фотограф стоял близко к девушке, ее нос, к сожалению, выглядит довольно большим.
Следующий снимок был сделан с фокусным расстоянием 70 мм. Флаг кажется больше. Также обратите внимание, что происходит с деревьями на заднем плане. Они кажутся ближе, как и цветочные каменные горшки.
105 мм - вам больше не виден флаг. Деревья цветущей сакуры становятся все более заметными.
Теперь фокусное расстояние 200 мм. Фон становится еще ближе. Сейчас очень трудно почувствовать расстояния между объектами в кадре.
И окончательная фотография сделана на 300 мм. В действительности цветочные горшки были расположены на расстоянии около 10 метров друг от друга, но посмотрите, как близко они сейчас выглядят.
Сжатие на самом деле связано с расстоянием между камерой и объектом. При более длинных фокусных расстояниях (которые имеют узкое поле зрения) вам придется отступить, чтобы сохранить свой объект съемки в кадре с таким же размером.
Чтобы ваш объект был одинакового размера на изображении, снятом шириком, вы должны находиться очень близко к нему. На снимках выше расстояние от девушки до фона не изменялось, менялось расстояние от камеры до девушки, когда фотограф регулировал фокусное расстояние.
Итак. Если объект находится рядом с вами, он выглядит относительно большим. Удвойте расстояние между собой и объектом, и его размер уменьшится вдвое. Увеличьте это расстояние в десять раз, и объект будет в десять раз меньше. В случае широкоугольного объектива расстояние между камерой и девушкой мало по сравнению с расстоянием между девушкой и фоном. Таким образом, девушка получается относительно большой по сравнению с деревьями (поскольку объекты кажутся меньше с расстоянием).
В изображениях с телеобъектива девушка и фон кажутся ближе по размеру, потому что они оба относительно далеко от камеры. Расстояние между ней и фоном становится менее значительным, так как фотограф увеличивал расстояние между объектом съемки и своей камерой.
Сжатие перспективы и композиция
Вы можете использовать сжатие перспективы в своих интересах, когда поймете, что это искажение является расстоянием между камерой и объектом съемки. Например, если вы пытаетесь снять портрет, и на заднем плане много отвлекающих элементов, попробуйте использовать длиннофокусный объектив и отойти от объекта съемки. Отступив назад, вы отделите свой объект от заднего плана.
Используя длиннофокусный объектив фотограф не только смог держаться на безопасном расстоянии от лошади и всадника, но и отделил их от очень "шумного" фона.)
Фотограф уловил момент, когда колибри после питья из кормушки парила перед розово-зеленым кустом на заднем плане)
Если вы пытаетесь показать весь простор ландшафта, подойдите к элементу переднего плана с широкоугольным объективом. Это создаст впечатление, что отдаленные черты кадра еще более велики.
Подведем итог
Чем ближе камера к объекту, тем дальше виден фон. Это будет преувеличивать относительные размеры объекта и фона и расстояние между ними.
По мере удаления камеры от объекта передний план и задний план будут становиться ближе друг к другу. Используйте это, чтобы создать ощущение близости между объектом и отдаленным фоном.
Вместо того, чтобы просто использовать зум объектива, попробуйте перемещаться сами! Подойдите ближе к объекту, используя для съемки широкоугольный объектив, или подальше, используя телеобъектив. Поэкспериментируйте с этой техникой и посмотрите, как повлияют она на динамику ваших фотографий!