Mail Facebook Instagram ВКонтакте Google+ Twitter Живой Журнал Одноклассники Telegram
 

Женщины-пионеры, повлиявшие на историю фотографии

История женщин-фотографов берет свое начало от самой фотографии. Тем не менее, в то время как мужские имена попадали на вершину фотографического разговорного языка, вклад женщин нивелировался или вовсе был стерт из истории (в общем-то, такая же ситуация и в других видах искусства). Тем не менее, нет никаких сомнений в том, что вне зависимости от причин этого явления остается зияющая дыра в повествовании о фотографии, если не вспомнить женские имена.

9 женщин, о которых пойдет речь в этой статье, утвердили свое влияние на историю фотографии с помощью технической и художественной изобретательности. О чем речь? Давайте посмотрим вместе на творчество каждой и получим более полное представление о происходящем в истории фотографии.

Джулия Маргарет Кэмерон (Julia Margaret Cameron, 1815-1879)

Портрет Джулии Маргарет Кэмерон

Портрет Джулии Маргарет Кэмерон

Джулия Маргарет Кэмерон получила свою первую камеру в подарок от... собственной дочери в 1863 году. Она погрузилась в фотографию, создавая портреты и сцены, вдохновленные литературой, мифологией и религией. Кэмерон отвергла дотошную фотореалистичность, к которой стремились современники. Вместо этого она предпочла сказочную мягкость, сказав: "...когда я фокусировалась и ловила что-то, что, на мой взгляд, было очень красивым, я сразу же на этом останавливалась, вместо того чтобы продолжать искать более четкий фокус, на чем настаивали другие фотографы".

В доме Кэмерон часто бывали знаменитости, что предоставило ей широкие возможности для исследования характеров самых известных людей того времени. Ее портреты представляют некоторые из самых ранних примеров художественной формальной встречи. За 16 лет Кэмерон создала более 1200 изображений - ошеломляющее количество, учитывая трудоемкий процесс создания каждого из них в то время.

Мэри Стин (Mary Steen , 1856-1939)

Мэри Стин известна фотографией в помещении

Мэри Стин известна фотографией в помещении

Мэри Стин - женщина-фотограф и феминистка из Дании. Она преуспела в фотосъемке в помещении, особенно трудной области из-за отсутствия доступных в то время источников света с электропитанием. В 1888 году Стерн стала первой придворной женщиной-фотографом в Дании, роль которой заключалась в фотографировании как датских, так и британских королевских особ. В 1891 году Мэри стала первой женщиной в правлении Датского фотографического общества.

Стин была также членом совета директоров Датского женского общества. Вместе с Джули Лаурберг она фотографировала ведущих деятелей датского женского движения. В 1896 году Стин начала работать фотографом у Александры, принцессы Уэльской, позже королевы Англии. Она призывала других женщин заняться фотографией, а также боролась за улучшение рабочих условий, включая восьмидневный отпуск и полдня выходных по воскресеньям.

Имоджен Каннингем (Imogen Cunningham 1883-1976)

"Суккулент" Имоджен Каннингем

Имоджен Каннингем, известная своими ботаническими, обнаженными и индустриальными фотографиями, была одной из первых профессиональных женщин-фотографов Америки.

После изучения фотографической химии в университете Каннингем открыла свою студию в Сиэтле. Она получила признание за портретную и живописную работы. Впоследствии Имоджен пригласила других женщин присоединиться к ней, опубликовав в 1913 году статью под названием "Фотография как профессия для женщин".

Каннингем никогда не ограничивалась каким-то одним жанром или стилем фотографии. В 1915 году ее муж Рой Партридж позировал для серии фотографий обнаженной натуры. Фотосъемка-ню получила даже критическую оценку, несмотря на то, что в те времена она была в принципе запретной темой.

"Какая из моих фотографий моя любимая? Та, которую я собираюсь сделать завтра", - всегда говорила Имоджен Каннингем.

Гертруда Фер (Gertrude Fehr, 1895-1996)

Пример соляризации, техника темной комнаты, используемая движением

Пример соляризации, техника темной комнаты, используемая движением "Новая фотография" в Париже, которую теперь можно эмулировать в Photoshop

После обучения в баварской школе фотографии Гертруда Фер училась у Эдварда Васова. В 1918 году Фер открыла студию портретной и театральной фотографии. В 1933 году политическая ситуация заставила ее покинуть Германию вместе с мужем. Поселившись в Париже, супруги открыли школу фотографии Publi-phot. Школа специализировалась на рекламной фотографии, новаторской программе в то время.

Гертруда Фер участвовала в движении "Новая фотография" в Париже. Выставляя свои работы наряду с Ман Рэем (Man Ray), Фер исследовала художественные границы фотографии, создавая фотограммы, соляризованные отпечатки и занимаясь фотомонтажом.

В 1930-е годы Гертруда и Жюль Фер переехали в Швейцарию. Там они открыли школу фотографии в Лозанне, теперь известную как Ecole Photographique de la Suisse Romande. Фер преподавала в школе портретную, модную, рекламную и журналистскую фотографию до 1960 года, когда посвятила себя внештатной портретной живописи. И ее преподавание, и фотография проложили путь к современному фотографическому искусству.

Трюде Флейшманн (Trude Fleischmann, 1895-1990)

Трюде Флейшманн со своей работой

Трюде Флейшманн со своей работой)

Изучив фотоискусство в Париже и Вене, Трюде Флейшман училась у Доры Калмус и Германа Шиберта. Флейшманн открыла студию, когда ей было 25 лет. Работая со стеклянными пластинами и искусственным светом Флейшманн искусно создавала портреты знаменитостей. Ее студия быстро стала центром культурной жизни Вены.

В 1925 году Флейшманн сняла обнаженную серию фотографий танцовщицы Клэр Баурофф. Представленные в берлинском театре изображения были конфискованы полицией, что принесло международную известность Флейшманн.

Аншлюс вынудил Флейшмана покинуть страну в 1938 году. Поселившись в Нью-Йорке в 1940 году, она основала новую студию, где возобновила съемку знаменитостей, танцоров и интеллектуалов, включая Альберта Эйнштейна и Элеонору Рузвельт. Ее интроспективный и атмосферный портрет - искусство, наполненное техническим мастерством.

Доротея Ланж (Dorothea Lange, 1895-1965)

"Мать переселенцев" Доротеи Ланж

Американский фотограф Доротея Ланж известна своими работами по документированию Великой депрессии. Ее снимок "Мать переселенцев" стал настоящим символом трудностей и стойкости перед лицом экономического коллапса.

Ее мощные образы стали иконой эпохи. По собственным словам Ланж использовала камеру как "инструмент, который учит людей видеть без камеры

Грета Штерн (Grete Stern, 1904-1999)

Автопортрет Греты Штерн

Автопортрет Греты Штерн

Первоначально графический дизайнер Грета Штерн училась у Уолтера Петерханса в Берлине, где она и Эллен Ауэрбах открыли уважаемую студию ringl + pit. Эмигрировав в Англию в 1933 году Штерн отправилась в Аргентину со своим мужем Орасио Копполой. Они открыли выставку литературного журнала Sur, названного "первой серьезной выставкой фотоискусства в Буэнос-Айресе".

К середине 40-х годов Штерн была хорошо известна в Буэнос-Айресе. Она работала с женским журналом Idilio, иллюстрируя представленные читателем мечты посредством фотомонтажа. Штерн включила феминистскую критику в свои произведения, ставшие популярными у читателей.

В 1964 году Штерн путешествовала по северо-восточной Аргентине, сделав более 800 фотографий аборигенов в этом регионе. Совокупность работ считается самым значительным аргентинскими записями своего времени.

"Фотография принесла мне большое счастье, - сказала Грета Штерн в 1992 году. - Я многому научилась и [сказала] то, что хотела сказать и показать".

Илла (1911-1955)

Илла фотографирует тукана

Илла фотографирует тукана

Фотограф Илла (Камилла Коффлер) первоначально изучала скульптуру в Белградской художественной академии, переехала в Париж, чтобы продолжить свое обучение в 1931 году.

Работая помощником фотографа Эргия Ландау, Илла начала в отпуске фотографировать животных. Воодушевленная Ландау, Илла начала выставляться, вскоре открыв студию, посвященную фотографии домашних животных.

Первая большая книга Иллы под названием Petits et Grands была опубликована в 1938 году. В том же году она сотрудничала с британским биологом-эволюционистом Джулианом Хаксли в создании его книги "Язык животных". В 1941 году Илла эмигрировала в Соединенные Штаты. Она открыла новую студию в Нью-Йорке, фотографируя разнообразных животных: от львов и тигров до птиц и мышей.

В 1955 году Илла выпала из джипа в процессе съемки гонки повозок с быками в Индии,  в результате чего была смертельно ранена. В ее некрологе "Нью-Йорк Таймс" говорится, что Илла "считается самым опытным в мире фотографом, снимающим животных".

Олив Коттон (Olive Cotton, 1911-2003)

"Чайный балет" (Teacup Ballet)

Описывая свой процесс как "рисование светом", "Чайный балет" Олив Коттон стала синонимом ее искусного владения светом и тенью. После изучения английского языка и математики в университете Коттон продолжила заниматься фотографией, присоединившись к другу детства Максу Дюпейну в его студии в Сиднее.

Коттон и Дюпен ненадолго поженились, она управляла студией в его отсутствие во время войны. В то время Олив была одной из немногих профессиональных женщин-фотографов в Австралии. В 1944 году Коттон вновь вышла замуж и переехала в Новый Южный Уэльс.

Коттон бросила работу профессионального фотографа до 1964 года, когда открыла небольшую фотостудию. В начале 1980-х годов Олив перепечатывала негативы, которые сняла за последние сорок или более лет. Ретроспективная выставка в Сиднее в 1985 году стала ключевым моментом в развитии австралийской фотографии.

Заключение

Невозможно в одной статье охватить огромное количество женщин, которые воплотили упорство и креативность духа фотографа в жизни. И хотя мы еще не прошли путь к глобальному достижению равенства, благодаря женщинам-фотографам прошлого и настоящего, мы намного ближе к этому, чем когда-либо были раньше.

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Все интересные новости в группе ВКонтакте