Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи

754

Фотографа Нину Свиридову знают преимущественно как "прекрасную половину" семейного творческого тандема. Она и ее муж, Дмитрий Воздвиженский, около сорока лет работали совместно и стали авторами многих известных снимков, иллюстрировавших лучшую сторону советской, а позднее новой российской эпохи. С начала 1960-х и до середины 2000-х годов они трудились над общей для них темой - всеми проявлениями человеческой радости, счастья, выраженного на лицах и в движениях.

Фотографы Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский

"Солнечные" фотографии семейного творческого союза - это оптимизм и надежда на лучшее как они есть, притягательные и заражающие искренностью зрительскую аудиторию.

Сын пары Дмитрий Воздвиженский-младший, тоже ставший фотографом, говорил, что его родители снимали только сюжеты, отвечавшие их собственной природной восторженности. Может, из-за этой прекрасной иллюзорности в сочетании с техническим мастерством, работы пары пользовались и пользуются большой популярностью, несмотря на довольно узкую направленность сюжетов.

Стороннему наблюдателю они могут показаться параллельным миром, не отражающим истинную картину происходящего, но для автора жизнерадостные советские школьники и студенты, дружные рабочие и беззаботные отдыхающие на пляже были воплощением "новой надежды", столь свойственной шестидесятникам.

Оптимистичное отношение к реальности Нина Свиридова всегда выражала в своих работах. За них ее включили в 20 наиболее значимых женщин-фотографов ХХ века, куда, кроме нее, попали Лилиан Бассман, Диана Арбус, Ильза Бинг, Сабина Вайс и другие прославленные авторы. Работы Свиридовой были награждены на более, чем 100 советских и международных конкурсах.

Фотографы Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский

Двое на острове

Вместе с мужем она получила серебряную медаль в Берлине в 1970 году и бронзовую в Гонконге в 1972 году за фото "Двое на острове", а за фото "Здравствуй, любовь" им присудили золото на немецкой выставке в 1971 году.

Фотографы Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский

Здравствуй, любовь!

Также тандем был удостоен второй премии и медали МИД Франции в 1976 году, участвовал в экспозициях в Гамбурге и других европейских городах, его работы регулярно печатали в "Советском фото" и других крупных изданиях СССР. Пара занимает место в почетном списке виднейших фотографов "оттепели" и последующих лет - как В.Ахломов, Л.Шестеренников, В.Резников и прочие крупные фотопредставители эпохи.

Стиль Нины Свиридовой: талант фотографа, взгляд гуманитария и искреннее чувство настоящего оптимиста

По сути, пара всегда была классическими "репортажниками" - как фотокорреспонденты Нина и Дмитрий работали для РТ, "Учительской газеты", журнала "Семья и школа" и других изданий. Свиридова позднее стала сотрудником издательско-редакционного отдела Госкомитета Совета министров СССР по телевидению и радиовещанию, а ее муж - редактором "Культуры и жизни". Получая задания, они всегда старались мыслить и снимать по-своему, постоянно меняясь камерами. Их цельное общее видение объединяло их как фотографов и любящих друг друга супругов.

Сама Нина в интервью говорила, что фотожурналисты должны не просто выполнять задачу, но развивать в ней собственную, близкую ему тему. Свою нишу она определяла как все проявления счастья. Раскрывать сюжеты в снимках, по собственному признанию Свиридовой, ей помогал "гуманитарный" взгляд. Филологическое образование (родилась Нина в 1933 году, в 1950-х годах закончила МГУ по специальности "учитель русского языка") давало ей возможность находить в композиции эмоции, а талант - наполнять фотографии особым искристым настроением.

Дополняя мужа-"технаря", закончившего аспирантуру нефтехимического института им.И.М.Губкина и концептуально подходившего к творчеству, она умела ловить счастливый миг, как мало кто из современников. При этом сама Нина говорила, что ее с Дмитрием работы настолько схожи, что им самим бывает неясно, кто и что снял. Их семейный и профессиональный союз был основан на настоящем родстве душ.

Фотографы Нина Свиридова и Дмитрий Воздвиженский

Творчество, плодотворная совместная работа и любовь длиной в 40 лет

Нина Свиридова, рассказывая о муже, говорила, что больше всего они любили друг друга и фотографию. Все работы пара подписывала вдвоем, делясь своим видением с аудиторией и не разделяя снимки по авторам.

Встретившись в начале 60-х в дачном поселке на Николиной Горе, они не расставались до смерти Дмитрия в 2005 году (сама Нина пережила мужа всего на 3 года). Увидев на улице молодого человека, похожего, по ее словам, на греческого бога, девушка сразу поняла, что нашла главного в жизни человека.

Фотограф Дмитрий Воздвиженский

В момент знакомства Свиридова уже профессионально занималась фотографией около четырех лет и "заразила" ею будущего супруга. Быстро освоив камеру, Дмитрий раскрыл собственный талант, очень схожий с дарованием Нины, и с тех пор все снимки они подписывали совместно. Это принесло паре славу: уже в 1961 году их работы опубликовала "Учительская газета", а чуть позже в том же году - "Советское фото". До этого Свиридова работала школьной учительницей, но после пришедшего успеха стала профессиональным фотокорреспондентом. Кардинальную перемену вида деятельности даже отметили в прессе. Газета "Спутник" назвала Нину "профессором фотографии", в которого превратилась учительница.

Окончив Институт журналистского мастерства, супруги с середины 60-х годов регулярно печатались в прессе, их работы попадали на обложки "Советского фото" и других известных журналов. Они много путешествовали по СССР, были в Прибалтике, Белоруссии, на Урале и в Закарпатье. Сама Нина говорила, что как таковых, отпусков у них не было - пара так любила фотографию, что не откладывала камеры в сторону даже на курортах.

Многие из сделанных фото уже давно "живут отдельной жизнью", став мировым культурным достоянием и документальным свидетельством эпохи. Плодотворный труд стал результатом появления множества очаровательных и искристых образов действительности, в каждом из которых отражалось счастье и светлый оптимизм, присущий Нине Свиридовой.

 

Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи
Показать еще

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

754

Полезные статьи

Ильза Бинг ‒ покорительница Leica и герой межвоенного авангардизма
Ильза Бинг ‒ покорительница Leica и герой межвоенного авангардизма
«Не я выбирала фотографию, а она меня»И.БингСреди фотографов, сформировавших современное культурное ...
классики
270
Доротея Ланж (©Dorothea Lange) - знаменитый фотодокументалист и мастер остросоциального портрета
Доротея Ланж (©Dorothea Lange) - знаменитый фотодокументалист и мастер остросоциального портрета
Доротею Ланж знают, прежде всего, как автора фотосимвола Великой депрессии, снимка "Мать переселенце ...
классики
1777
Сьюзен Зонтаг: ключевая фигура социокультурной литературы и легендарный фотокритик
Сьюзен Зонтаг: ключевая фигура социокультурной литературы и легендарный фотокритик
В историю фотографии вписаны не только мастера, создававшие всем известные снимки, но и люди, казало ...
история фотографиифотокритика
421
Войти