«Фотография ‒ это искуство. Там находится единственное подобающее ей место»
Ж.-Б. Г. Ле Гре
Среди родоначальников фотографии немало классических художников. Они пришли в нее, оставив занятия традиционной живописью, чтобы дополнить свое творчество техническими новациями. Казалось бы, высокий полет фантазии и научные достижения имеют разные источники вдохновения, но на практике именно этот симбиоз дал миру наиболее значимых, интересных и масштабных фотомастеров. Яркий пример ‒ жизнь и творчество француза Жана-Батиста Гюстава Ле Гре.
Он родился в самом начале XIX столетия и прожил его практически полностью (год смерти ‒ 1884). Художник декларировал подход к фотографии как к высокому искусству, нисколько не меньшему и важному, чем живопись. Ле Гре разработал несколько технологических приемов, которые в том или ином виде используются и сейчас (и уж наверняка были полезны современникам). Сочетание инженерного и творческого подходов со времен Леонардо да Винчи давало удивительные результаты и порождало неординарные личности. Талантливого француза по праву можно считать человеком, входящим в немногочисленное и избранное общество гениев прошлого.
У Гюстава Ле Гре (Jean-Baptiste Gustave Le Gray, иногда отечественные авторы называют его Ле Грей) было много последователей. Среди его учеников ‒ знаменитый фотограф и путешественник Луи де Клерк. В его школе для молодых поклонников фотоискусства учился Надар, там можно было увидеть Анри Ле Сека, Эмиля Пекарера и Шарля Нэгре. Студия, основанная в 1852 году, стала первым фотосообществом на планете, и талант ее создателя ‒ одна из главных тому причин. Ле Гре утверждал, что художественное самовыражение в съемочном творчестве и процессе ‒ важнейшая его составляющая. Фотохудожник выступал с позиции, что фотография – это искусство, которому не место в серийном производстве или коммерции. И всегда придерживался этого убеждения. Фотография не привела художника к богатству в конечном итоге, но помогла увидеть и раскрыть потенциал целой сферы ‒ в том числе и с технической стороны.
Гюстав Ле Гре ‒ новатор фотоискусства
Автор помногу работал с пейзажами ‒ в середине XIX века они, наряду с портретированием, были основной темой, увлекавшей его. Именно поэтому он, со свойственной художникам остротой восприятия цвета и света, смог почувствовать разницу в передаче отдельных элементов ландшафта. Особенно ярко это заметно при работе с морскими панорамами, которые увлекали Ле Гре (он назвал свои работы «маринами», от французского слова marine ‒ морской).
Марины в период расцвета творчества мастера пользовались огромной популярностью и воспринимались, как изобразительный и технический прорыв. Ажиотаж, который сопровождал работы автора, был связан с необычным приемом съемки ‒ практически все изображения были отпечатаны не с одного, а с двух негативов.
На одном фотохудожник старался лучше запечатлеть море, а на другом ‒ небо, со всеми нюансами и переливами света. В конце процесса Ле Гре их совмещал, получая на одном фото необычно (для того времени) широкий диапазон освещенности.
Это вызывало настоящую сенсацию. Одна из первых подобных работ, «Бриг на воде» 1856 года, сейчас хранится в архиве Королевского фотографического общества именно с такой формулировкой – «сенсация»! Фотограф представил ее на выставке в Лондоне, изумив и зрителей, и коллег. Однако вряд ли они догадывались, что полутора веками позже технология станет не интересной «игрушкой», а распространенным приемом.
Ле Гре первым понял, что человеческий глаз может воспринимать гораздо более широкий световой диапазон, чем фотоаппарат, и разрыв нужно как-то ликвидировать. Если камера не может за раз охватить весь спектр, то необходимо разбить его на фрагменты и потом совместить в одном изображении. Сегодня подобный принцип известен как HDR и широко используется в цифровой технике. Удивительно то, что на дворе стояли даже не 1980-е, а 1840-е годы.
Ле Гре еще в 1850 году сказал, что в будущем все фото будут печатать на бумаге ‒ в период расцвета пластин это было если не чудачеством, то уж точно бунтарством. Но сам фотохудожник широко использовал для работ хрупкий материал: пропитывал листы восковым составом, что придавало изображениям четкость. Вощеная бумага, которую использовали для негативов, значительно сокращала временные затраты на выдержку, а разрешающая способность при этом росла.
Также Ле Гре экспериментировал с коллодионными процессами, заменяя ими привычную дагерро- и калотипию (впервые процесс был осуществлен в 1851 году). Фотограф был не только новатором, но и отличным педагогом. Он писал учебники, по которым впоследствии учились многие авторы, ставшие известными мастерами, а некоторые из них практиковались непосредственно у месье Гюстава ‒ в его ателье.
Взлеты и лишения: краткая биография Гюстава Ле Гре
Сам Жан-Батист Гюстав Ле Гре учился не у фотографов. Он пришел в искусство из живописи ‒ пытался рисовать в известной мастерской, которую возглавлял Поль Делярош. Мальчик делал успехи, но отложил кисти ради новых горизонтов творчества. Родился Ле Гре в местечке Вилье-Ле-Бель (сейчас это окраина Парижа), в 1820 году, был сыном галантерейщика. Познакомившись с редким и необычным для того времени фотоискусством, молодой человек стал быстро делать успехи ‒ уже в середине 40-х годов занял место среди видных представителей новой профессии. С 1847 года он полностью переключился на перспективный вид деятельности: делал дагерротипные портреты, выезжал в лес Фонтенбло для съемки пейзажей.
Ле Гре помногу работал в архитектурном и ландшафтном жанре, фотографируя замки под Парижем. Это принесло плоды: на него обратило внимание французское правительство. В 1851 году была создана миссия Héliographique, целью которой служило сохранение в памяти потомков образцов старинного национального зодчества, а также хода их восстановительных работ. К делу привлекли пять знаменитых фотографов Франции и Ле Гре был среди них.
Он снимал в юго-западном регионе страны, в долине Луары, где расположены живописные дворцы, потом «переключился» на Каркассон ‒ интересный, полный средневекового духа город (компанию ему составил Огюст Местраль).
Вернувшись домой, Ле Гре создал свою, впоследствии ставшую известной, ателье-студию, чтобы все молодые последователи могли учиться. С 1852 года Société Héliographique воспитывало новые таланты, а также оказывало услуги по полиграфии, популяризовало и продвигало фотоискусство, а заодно и владельца. Фотохудожник занял у маркиза де Бригеса денег, 100 тысяч франков, на создание собственной портретной студии. Она стала той самой, в которой чуть позже его ученик (и следующий владелец) Надар провел первую выставку художников-импрессионистов, перевернувшую современные представления о живописи.
Gustave Le Gray et Cie могла похвастаться множеством заказчиков, готовых немало платить, а ее основатель стал официальным фотокорреспондентом императора Наполеона III. Но это не принесло Ле Гре богатства ‒ строительство студии сделало его постоянным должником, а талант фотографа не распространялся на коммерческую область. Он мало внимания уделял бизнесу, предпочитая создавать масштабные, новаторские работы, а не выгодные и приносящие прибыль частные портреты.В конце 1850-х автор поражал публику великолепными морскими пейзажами, видами леса Фонтенбло, изображениями архитектурных достопримечательностей. Но, несмотря на то, что выручил более чем 50 тысяч франков, дело оказалось под угрозой. Кредиторы не получали отчетов и, тем более, своих денег, и в 1860 году студию распустили, а сам ее владелец был вынужден попросту скрыться от требований, оставив семью в Париже. Он (очень вовремя) получил от писателя А.Дюма приглашение пожить на Сицилии, и, встретившись с ним в Марселе, уехал на остров, где создал примечательный портрет интересной персоны.
Фотохудожник сфотографировал Джузеппе Гарибальди ‒ легендарный итальянский революционер-патриот позировал ему. Ле Гре снимал забаррикадированные улицы сицилийского Палермо, города на Мальте, куда переехал, рассорившись с Дюма, пейзажи Ливана, где недолго жил.
В 40 лет Ле Гре окончательно решил изменить свою жизнь и не возвращаться во Францию, перебраться на Восток. В середине 1860-х он переехал в египетский Каир и стал профессором рисования, частным преподавателем сына местного правителя. Ле Гре проживал в городе, вплоть до самой смерти, а это еще более 20 лет. Он продолжил работать фотографом, но до нас дошло всего около 50 снимков того периода. Это грустно ‒ талант мог дать миру еще много замечательных изобретений и изображений.
Сегодня Жан-Батист Гюстав Ле Гре признан повсеместно и, как «технический» основоположник фотографии, и как художник. Работы Ле Гре продаются очень дорого ‒ например, «Большая волна» в конце 90-х годов была куплена почти за 900 тысяч долларов.
Фотографии фотохудожника хранятся в Париже, Лондоне, нью-йоркском музее Метрополитен, и многочисленные последователи продолжают развивать то, что Ле Гре когда-то начал.