Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками

393

Стивен Шор (©Stephen Shore) стал знаменитым задолго до эпохи соцсетей, но его подход можно смело назвать "манифестом Инстаграм". Американский фотограф не первым обратил внимание на бытовые сцены из жизни обычных людей, но до него никто не рассматривал обыденность в столь ярком (во всех смыслах) художественном прочтении.

Photographer Stephen Shore

Своими работами фотограф доказал, что цветное фото не менее, чем черно-белые снимки и живопись могут быть искусством. Его подход символизировал появление нового слова в арт-фотографии - демонстрация реальной жизни во всех ее оттенках.

За снимки обыденных зарисовок из американской жизни и расширение возможностей художественной фотографии Королевское фотообщество присудило Шору почетную стипендию. Знаменитый музей МоМА, с 1976 года выставлявший работы автора, провел несколько его ретроспектив. Он был первым фотографом, чья персональная выставка прошла в музее Метрополитен, когда самому Стивену не было и 25 лет.

Шор выставлялся не только в Нью-Йорке и Лондоне, но и в Чикаго, Дюссельдорфе, Рочестере и многих других городах США и Европы. Его работы в середине 70-х годов ХХ века подняли волну интереса к цветной художественной съемке и документированию бытовых мелочей, возведенному в ранг искусства.

Энди Уорхолл

Энди Уорхолл

Этот подход роднит фотографа с Энди Уорхоллом, который в свое время заметил талантливого автора и пригласил его на свою знаменитую "Фабрику ".

Как фотографии бытовых сцен становятся искусством

Шор первым среди профессиональных фотохудожников начал работать с цветными снимками как с художественным средством. До него их считали достойными разве что семейного альбома или рекламного разворота в журнале.

С 1982 года, после выхода фотокниги Uncommon Places, фотографы, работающие с цветной пленкой, стали гораздо серьезнее восприниматься коллегами и аудиторией.

Шор преподносит обыденные стороны жизни - еду из фаст-фуда, пыльную проселочную дорогу, гостиничные обои в цветочек - как истинное искусство, новую эстетику, которая в полной мере проявляется в сегодняшних визуально ориентированных соцсетях. С другой стороны, картины, которые привычны и зачастую малоинтересны современникам, через два-три десятилетия воспринимаются как ценные документальные свидетельства эпохи. Яркий тому пример - серия работ из путешествия фотографа по "одноэтажным" Соединенным Штатам.

Фотографии скучных перекрестков, изнывающих от летней жары пустынных улиц, междугородних трасс, освещенных закатным солнцем, не скрывают никаких тайных смыслов, и этим они интересны. Отображение жизни как она есть, но с долей экзистенциальной грусти о стремительно утекающем из пальцев времени - находка автора, обратившего внимание на вещи, мимо которых проходили остальные.

Образ "скучной", типичной американской жизни, растиражированный кинематографом и современной культурой во многом создан именно Стивеном Шором. Застывшие вне времени декорации, не имеющие отличительных черт, стали фоном для многих роуд-муви и фильмов о "потерянном поколении".

Фотограф активно изучает, как "работает" фотоискусство, с помощью чего оно определяет наше восприятие снимка. Чуть более 10 лет назад он выпустил книгу-исследование, где сформулировал свое видение. Шор делит восприятие фото на три направления - физическое, ментальное и изобразительное. Объединяя уровни, зритель глубоко погружается в изображение и постигает его значение.

Стивен Шор начинал карьеру, вооружившись 35-миллиметровой камерой, но впоследствии перешел на технику формата 8х10 (ею он пользовался во время знаменитой поездки по Штатам в 1972 году). Использование для бытовых сцен панорамных фотоаппаратов - еще один его новаторский ход. Повсеместное распространение цифровых камер в современную эпоху, по мнению фотографа, позволяет переступить через общественные и финансовые ограничения, дает доступ к широкой аудитории, но вместе с тем демонстрирует, как мало есть по-настоящему значимых "голосов" и авторов, которым есть, что сказать миру.

Кратко о жизни: первые цветные снимки, работа с Уорхоллом, настоящие дни

Шор - коренной житель Нью-Йорка, который с раннего детства интересовался фотоискусством. Родился в 1947 году. Мальчику всегда везло на наставников. Еще в шестилетнем возрасте он получил од дяди подарок - технику для фотолаборатории. С девяти лет он снимал на свой первый 35-миллиметровый фотоаппарат.

Уже в четырнадцатилетнем возрасте мальчик фотографировал так, что его работы привели в восторг Э.Стейхена, куратора фотосекции МоМА. Три снимка сразу попали в коллекцию музея, а сам юный талант поступил в арт-школу.

Большое внимание на него оказала книга The American Photographs авторства У.Эванса, исследователя формата 8х10 и важнейшего представителя фотодокументалистики первой половины ХХ века. Однако, познакомившись в 17 лет с Уорхоллом, Шор бросил изучение искусства - школу ему заменила студия художника.

На "Фабрике" Стивен провел три года. Это позволило ему войти в круг сливок художественной богемы тех лет и закрепиться в списке перспективных фотографов. Окончательное признание пришло к Шору после путешествий из Нью-Йорка в американскую и канадскую глубинку.

Photographer Stephen Shore

Затерянные "посреди ничего" мотели с выцветшими вывесками, будто бы зацементированные в неподвижном густом воздухе здания и автомобили стали визитной карточкой Америки начала 70-х. На свои эксперименты автор получил финансирование двух известных фондов (Искусств и Гуггенхейма), что позволило ему и дальше развивать излюбленные темы.

Photographer Stephen Shore

Также Шор работал и в коммерческой фотографии. Он сотрудничал с глянцевыми журналами, известными СМИ (Elle, Daily Telegraph и прочими). В середине 2000-х годов он сделал примечательную рекламу для люксовой марки Bottega Veneta. В 2017 году в МоМА прошла его крупнейшая ретроспектива, но фотограф не отдыхает на лаврах. Он по-прежнему много работает, ездит по интересным ему странам (в их числе - Израиль и Украина) и продолжает оставаться спорным, ярким и самобытным автором.

Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками Стивен Шор - фотограф, который раскрашивает повседневность яркими красками

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

393

Полезные статьи

Как правильно фотографировать правильно
Как правильно фотографировать правильно
Если вы уже ознакомились с основами кадрирования, разобрались с тем, как работает ваша фотокамера, п ...
фотоуроки
1338
Галерея современной фотографии Территория +7
Галерея современной фотографии Территория +7
Современный мир фотографии достаточно мобильный и маневренный. В руках творческого человека сосредот ...
фотографысовременникиидеи
286
Как быть, если потерялась магия в творчестве, или 10 шагов, чтобы вернуть сбежавшую Музу
Как быть, если потерялась магия в творчестве, или 10 шагов, чтобы вернуть сбежавшую Музу
Практически каждый фотограф рано или поздно сталкивается с кризисом в своем творчестве, когда нет ни ...
идеифотография для начинающихпсихология фотографии
334
Войти