Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Создание схем освещения с нуля

367

При постановке освещения в студии и на пленэре начинающий фотограф часто оказывается в затруднительной ситуации. Все скачиваемые из интернета схемы освещения оказываются малопригодными к использованию и не дают необходимого результата. Проходит несколько месяцев, а иногда и лет упорного труда, фотограф с большим трудом осваивает две-три общих схемы постановки света, которыми пользуется большинство его конкурентов, но дальше дело так и не идет. Вконец измучившийся творец приходит к единственному возможному для него результату — дорисовка освещения в графическом редакторе и использование типовых пресетов с каких-либо мастер-классов.

Как научиться ставить свет, разрабатывать свои схемы освещения, гибко использовать все преимущества света и тени — об этом и пойдет речь в цикле наших статей «Свет и тень».

Первая предлагаемая вашему вниманию статья посвящена композиционным решениям в создаваемой вами схеме освещения.

Да-да, именно композиция решает, как будет стоять свет в будущем кадре.
Прежде, чем хватать приборы и начинать их куда-либо направлять, регулировать их мощность или менять насадки, нужно прояснить для себя, что вы хотите получить.
Вот тут очень поможет уже полученный вами опыт обработки фотографий, поскольку он самым наглядным образом позволит осознать композицию будущего кадра.

Буднично отсняв свою фотосессию и загрузив файлы в редактор, вы начинаете их просматривать и принимать решение, что с ними нужно сделать, чтобы из темных невнятных изображений получить картинки, достойные внимания заказчика. Как это происходит вам хорошо знакомо, но для ясности момента разберем конкретный пример.

 

Перед вами портрет девушки, где фон оказался абсолютно черным и полностью слился с темными волосами модели, на левый глаз упала плотная тень, а кисть модели, поднятая к правой стороне лица, оказалась излишне высветлена. Композиционно кадр смотрится ужасно - в кадре самая главная деталь не лицо модели, а ее пересвеченная рука, отвлекающая на себя все внимание зрителя.

Вооружившись арсеналом инструментов обработки, вы начинаете аккуратно создавать более светлое пятно на фоне за головой модели, осветлять левую часть ее лица и добавлять блик в зрачок левого глаза, затемняете кисть правой руки. Вроде бы все верно, и ваш снимок на глазах становиться намного эстетичнее. Но, как бы вы аккуратно не выполняли свою работу, любой опытный коллега сразу заметит, где были внесены изменения, поскольку аккуратно выделить каждый волосок и корректно отработать всю гамму полутонов на лице и одежде модели не под силу даже профессиональным ретушерам. В результате обработки вы получите хорошо выполненное, но явно искусственно полученное изображение.

А теперь представьте, что вы просматриваете изображение не дома, а прямо на съемочной площадке. Еще в процессе съемки на дисплее камеры видите, что левая часть лица вашей модели чрезмерно затемнена. Остановитесь! Не делайте большое количество бессмысленных, заведомо испорченных дублей. Вместо того, чтобы отложить решение этой ошибки до обработки бракованных снимков на компьютере, направьте отражатель или дополнительный источник света на темную часть лица модели. Не спешите щелкать затвором, дайте себе возможность рассмотреть полученный кадр и заняться настоящей постановкой света. Также как вы высветляете фон за темными волосами модели при обработке, направьте дополнительный источник света на фон – задача будет решена на съемке. А слишком светлую кисть руки модели можно прикрыть специальным «черным флагом», перекрыв лишний поток света, освещающий ее лицо.

Если вы сделаете все внимательно и не спеша, то получите практически готовое изображение, не требующее обработки, и на съемочной площадке появится несколько дополнительных источников света, отражателей и черных флагов. Вот это и будет настоящей схемой освещения в данной локации для решения конкретно ваших съемочных задач. Вам даже не нужно учиться работать с пилотным светом, вы всегда можете посмотреть полученный кадр на камере и провести коррекцию светом так, как будто вы исправляете недочеты на уже готовом изображении в вашем графическом редакторе.

О готовых световых схемах

Принципиальную непригодность готовых световых схем, активно распространяемых в интернете, объяснить очень просто: свет фотограф выставляет относительно конкретного, уникального рельефа лица модели и той обстановки, в которой она находится. В действительности высота и форма носа, глубина посадки глаз, овал лица, полнота модели, прическа, да и вообще все параметры роста и телосложения кардинально воздействуют не только на угол и интенсивность освещения в создаваемой (или копируемой) световой схеме, но и на выбор светоформирующих насадок.

Вы можете воспроизвести увиденную схему света, если она будет описана подробнейшим образом: угол и дистанция освещения для каждого прибора, вид насадки, мощность каждого осветителя... Но эффект возникнет только при одном условии — вы должны снимать именно ту модель, которая была снята на примере и без всякого изменения в ее позе. То есть вы можете создать копию, но применить этот рецепт на своей модели у вас никогда не получится. Из этого правила есть единственное исключение - равномерно заливающий свет пасмурного дня, когда вы не видите ни единого светового пятна или тени.

Другими словами, схем освещения не существует - постановка освещения всегда уникальна и не применима повторно. При малейшем изменении объекта съемки или ракурса съемки, все придется устанавливать заново.

В качестве заключения можно отметить, что постановка освещения с использованием цифровой камеры, когда любой сделанный вами снимок можно сразу просмотреть и внести необходимые изменения, под силу даже начинающему фотографу. Ничего сверхъестественного тут нет, только не надо спешить и нужна внимательность и аккуратность. Что же касается выбора световых модификаторов и настройки мощности используемых осветителей - тут тоже нет ничего волшебного, но о них мы расскажем в следующих публикациях нашего цикла.

Автор статьи Илья Лукьянов.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

367

Полезные статьи

Как подружить высокоскоростную синхронизацию с широкой диафрагмой и вспышкой? Красивые портреты шаг за шагом
Как подружить высокоскоростную синхронизацию с широкой диафрагмой и вспышкой? Красивые портреты шаг за шагом
Почему нельзя снимать с более высокой выдержкой, чтобы использовать широкую диафрагму? Все сводится ...
синхронизацияпортреттеориявспышки
1428
​Фотосъемка в дождливую погоду
​Фотосъемка в дождливую погоду
Лето бывает не только солнечным, даже в июле иногда идут затяжные грозы и дожди. Как снимать в дождь...
портретфотография для начинающихпостоянный свет
1055
Как снимать с хромакей. Советы, приемы и материалы для использования зеленого экрана
Как снимать с хромакей. Советы, приемы и материалы для использования зеленого экрана
Видеоурок рассказывает о том, как установить зеленый фон, расставить свет в помещении или на улице, ...
схемы светафотофонхромакей
768
Войти