Мы всегда стараемся контролировать такой важный параметр съемки как выдержка. От этого параметра экспозиции зависит качество получаемого кадра. И для того, чтобы избежать «смаза» изображения, любой фотограф старается выставить именно короткую выдержку. Однако есть съемочные ситуации, в которых нарушение короткой выдержки не вредит кадру, а, наоборот, делает фотографию более привлекательной. Именно о правильном использовании длительной выдержки и стоит поговорить.
Начнем с отображения динамики в кадре, когда движущийся объект нужно запечатлеть с подчеркнутым ощущением динамичности его движения. Существует несколько способов, основанных на использовании длительной выдержки.
Первый — это допустить «смаз» самого движущегося объекта, при этом фон должен быть резким. Это несложно, достаточно подобрать выдержку длиннее, чем нужна для заморозки движения, но достаточно короткую, чтобы не смазать статичные объекты за счет шевеления от рук. Для гарантированного результата стоит снимать такой сюжет на широкоугольный объектив 24 или 35 мм и в этом случае достаточно легко удержать камеру с выдержкой 1/15 секунды для получения резкого фона. При этом любой, даже не очень быстро движущийся объект (например, пешеход) гарантированно будет смазан. Но у данного способа есть и серьезный недостаток. Если в задачу входит подробно отобразить объект движения, а не сам факт того, что объект движется, то способ вряд ли подойдет, так как объект движения при такой съемке будет плохо различим.
Второй способ основан на отображении смазанного фона при абсолютно резком движущемся объекте. Этот способ называется - «съемка с проводкой». Реализовать его несколько сложнее. Такую съемку лучше всего производить длиннофокусным объективом в диапазоне от 200 мм до 300 мм. Связано это с возрастанием угловой скорости движущегося объекта в кадре за счет уменьшения угла поля обзора используемой оптики. При этом необходимо сопровождать наш движущийся объект, синхронно поворачивая камеру по ходу движения. Если все делать плавно, то будет впечатление, что объект съемки не двигается относительно границ видоискателя, а вот фон в кадре как раз начнет перемещаться. Оптимально использовать выдержки 1/30-1/60 с, это позволит получать достаточно резкий объект движения и значительно смазанный фон. У зрителя будет полное ощущение, что объект съемки несется с огромной скоростью и сам зритель перемещается вместе с ним.
Третий вариант использования длительных выдержек — это съемка с «художественной нерезкостью». Прием достаточно творческий и подходит далеко не всем, но результат действительно достаточно интересный. Особенно эффективно использование «художественной нерезкости» в портретной съемке. Такой вид «смаза» изображения придает ощущение мягкости и хорошо передает динамику движения модели в кадре. Прямых рекомендаций по установке выдержки в таких случаях нет, все выполняется с учетом художественного замысла и вкусовых пристрастий самого автора. Техника исполнения таких кадров при этом чрезвычайна проста — вы просто делаете несколько дублей, намеренно удлиняя выдержку для каждого последующего кадра на полступени экспозиции до тех пор, пока вас не устроит получаемый результат. Как говорится, на все воля автора.
Четвертый способ — ночная жанровая съемка архитектуры. При этом есть сразу два варианта решения. Можно перемещать саму камеру на длительной выдержке, а можно выкручивать зум объектива, при условии, что камера стоит на хорошем тяжелом штативе и полностью неподвижна. В обоих случаях необходима выдержка от 3 секунд и больше. Важно учитывать некоторые особенности выполнения данных съемок. Саму выдержку надо разбить по времени примерно на три части и первые две части ни камеру, ни объектив не трогать. Это нужно затем, чтобы не яркие объекты кадра (собственно, сама архитектура) запечатлелись резкими. После чего за последнюю треть кадра необходимо выполнить либо активные перемещения камеры, либо зуммирование объектива (плавно и без рывков). Такая техника исполнения приведет к тому, что все ночные огни (фонари и прожектора) начертят замысловатые линии в кадре. Происходит это за счет очень высокой яркости этих объектов, благодаря которой они практически мгновенно отображаются в кадре.
Пятый способ заключается в съемке ночных дорог с парапетов и эстакад. Для получения эффектных кадров желательно находиться над дорогой и установить камеру на тяжелый и надежный штатив. При выдержках 4-10 секунд благодаря передним и задним фарам двигающийся автотранспорт превращается в бело-красную реку, состоящую из множества длинных светящихся линий. На фоне хорошо проработанного за счет штатива и длительной выдержки городского пейзажа эти огни выглядят особенно завораживающе.
В заключение хочется заметить, что наступающая осень с каждым днем предоставляет нам все больше возможностей для съемки жанровых кадров на длительной выдержке. Для таких фотосессий стоит заранее позаботиться о теплой одежде, термосе с горячим чаем, фонарике (чтобы видеть все настройки на корпусе камеры и объектива), а также и о хорошем и тяжелом штативе (чтобы камера не дрогнула).
Что же касается стандартных сюжетов, таких как съемка классического портрета или пейзажа, то тут, конечно, нет никаких оправданий для испорченного длинной выдержкой кадра. Каждый фотограф должен знать правила установки короткой выдержки и уметь их оперативно применять на практике. В противном случае получается откровенный брак, не подлежащий исправлению ни в одном графическом редакторе.
Разумеется, мы перечислили не все возможные варианты использования длительной выдержки. Есть огромное количество фотографических приемов, требующих ее использования: мультиэкспозиция с импульсными источниками света, астрофотография, съемка воды, техническая макрофотография, студийная съемка со смешанными источниками света, техника световой кисти, дневная архитектурная и пленэрная съемка.
Но к этим вариантам мы сможем вернуться чуть позже, зимой, когда начнется пора экспериментов в студийной съемке, и весной и летом с увеличением продолжительности светового дня. А пока желаем удачных кадров и новых творческих экспериментов.