
NIKON D700 + 70-200 мм f/2,8 @ 90 мм, ISO 200, 5 сек, f/10,0
Фотограф Назим Мансуров делится собственным опытом и расскажет о том, как лучше всего снимать фейерверки, какое оборудование и настройки камеры использовать во время процесса.
Что принести
- Камера - подойдет любая зеркальная или беззеркальная камера.
- Объектив(-ы) - в идеале вы можете взять с собой два зум-объектива, например, эквивалент 24-70 мм и 70-200 мм.
- Штатив - необходимое оборудование для съемки фейерверков без дрожания камеры.
- Дистанционный спуск затвора - хотя и не обязателен, дистанционный спуск затвора позволит вам делать снимки в режиме выдержки Bulb, как описано в шаге № 10 ниже.
- Карты памяти - не забудьте упаковать хотя бы одну пустую карту памяти (желательно больше).
- Запасной аккумулятор - особенно если вы собираетесь снимать в холодную погоду, поскольку низкие температуры быстро разряжают аккумуляторы камеры.
- Фонарик - вам может понадобиться фонарик не только для того, чтобы видеть кнопки и регуляторы камеры, но и, чтобы иметь возможность правильно сфокусироваться на объекте переднего плана.

NIKON D700 + 70-200 мм f/2,8 @ 95 мм, ISO 200, 3 секунды, f/20,0
Найдите лучшее место для съемки фейерверков
Первое, что нужно будет сделать - определиться, где именно вы собираетесь стоять, чтобы фотографировать салют. Не рекомендуется располагаться слишком близко к фейерверку, потому что вы будете постоянно смотреть вверх, и не сможете найти подходящий и интересный передний план. Кроме того, если вы подойдете слишком близко, может понадобиться широкоугольный объектив, а это повлечет за собой еще одну проблему - в итоге в кадр могут попасть нежелательные объекты, такие как здания и деревья. Лучше всего встать подальше на открытом месте (с небольшими деревьями или даже без них). В идеале вы должны стоять в месте, обеспечивающем максимальный угол обзора 45 градусов относительно земли, как показано на схеме ниже.
Чем дальше вы стоите, когда фотографируете фейерверк, тем меньше угол и тем большее фокусное расстояние может понадобиться. Очевидно, что каждая ситуация индивидуальна, поэтому просто постарайтесь найти хорошее место с четким видом на небо на открытом месте, которое может дать хороший ракурс для фотографирования фейерверка.
Выберите правильную камеру
Вы, скорее всего, будете снимать при самых низких уровнях ISO, а это означает, что на изображениях будет минимальное количество шума. Так что все будет быстро, четко и безболезненно.
Выберите подходящие объективы
Если у вас компактная камера, убедитесь, что ее объектив может делать как минимум 5-кратный оптический зум (не цифровой). Оптический зум означает, что объектив камеры будет физически перемещаться для увеличения досягаемости, а цифровой зум - что камера просто обрежет углы изображения, чтобы казалось, что вы находитесь ближе. С оптическим зумом вы не жертвуете разрешением изображения, в отличие от цифрового.
Но если вы снимаете зеркальной или беззеркальной камерой, то наверняка зададите себе вопрос какой объектив выбрать для фотографии фейерверка. Назим снимал фейерверки много лет и считает, что телеобъективы с зумом, такие, как 70-200 мм или эквивалент 70-300 мм, лучше всего подходят для фейерверков, особенно если вы собираетесь снимать с хорошей точки обзора, когда фейерверк взрывается вдалеке.
Если вы собираетесь снимать с относительно близкого расстояния, то лучше всего подойдет широкоугольный или телеобъектив, например, 24-70 мм или эквивалент 24-120 мм. Для съемки фейерверков не нужен объектив с фиксированным фокусным расстоянием с большой диафрагмой - зум-объектив идеален, поскольку вы можете точно настроить кадрирование, не перемещаясь куда-либо.

NIKON D700 + 70-200 мм f/2,8 @ 200 мм, ISO 100, 25 сек, f/10,0
Вышеупомянутая выдержка была довольно длительной - всего 25 секунд. Очевидно, это слишком долгая выдержка для фейерверка, но идея здесь заключалась в том, чтобы начать снимать сцену до того, как фейерверк зажжется, и таким образом захватить часть переднего плана. Если вы более продвинуты в навыках постобработки, вам лучше сделать две экспозиции - одну для фейерверка, а вторую для переднего плана. Затем вы можете смешать их вместе в Photoshop, чтобы не загромождать снимок слишком большим количеством фейерверков и потенциально переэкспонировать их.

NIKON D700 + 70-200 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 100, 8 сек, f/10,0
Для этого снимка оказалось полезным иметь телеобъектив с переменным фокусным расстоянием. Изначально Назим сделал снимок с меньшим фокусным расстоянием 105 мм, что позволило включить немного больше переднего плана. Вот почему зум-объектив - это универсальный вариант. Вы можете пробовать различные варианты кадрирования и лучше контролировать всю композицию.
Используйте штатив
Вы делаете снимки, которые будут длиться несколько секунд, поэтому установка камеры на штатив - необходимое условие для достижения лучших результатов. Поскольку время экспозиции будет довольно большим, не забудьте также воспользоваться дистанционным спуском затвора, чтобы держать руки подальше от камеры.

NIKON D700 + 70-200 мм f/2,8 @ 90 мм, ISO 200, 4 с, f/10,0
Используйте правильные настройки фотоаппарата для съемки салютов
Сначала установите камеру на штатив и подключите дистанционный спуск затвора. Затем измените настройки камеры.
- Вспышка - обязательно выключите вспышку, так как у нее все равно не будет мощности, необходимой для освещения переднего плана.
- ISO - начните с установки ISO камеры на базовый уровень ISO (100 для большинства камер) и выключите Auto ISO, если он включен.
- Формат изображения - снимайте в формате RAW вместо JPEG. Таким образом, вы можете позже внести коррективы в свою фотографию и много восстанавливать свет/тени.
- Баланс белого - если вы снимаете в формате RAW, установите для баланса белого значение «Авто» (вы можете изменить его позже при постобработке). Если вы снимаете в формате JPEG, установите баланс белого на «Дневной свет» - в большинстве случаев он хорош.
- Подавление шума при длительной выдержке - выключите (если есть). Если оставить его включенным, время экспозиции удвоится, в этом нет необходимости.
- Замер - матричный/оценочный замер работает лучше всего, особенно при широкой съемке и включении элементов переднего плана.
- Режим камеры - переключите режим камеры на «Ручной».
- Выдержка и диафрагма - установите выдержку на 3 секунды и диафрагму от f/5,6 до f/8.
- Стабилизация изображения - если вы снимаете с помощью корпуса камеры или объектива, который имеет стабилизацию изображения, вам необходимо выключить ее - она бесполезна при съемке на штативе.
Получите точную фокусировку
Если у вас есть яркий объект, на котором можно сфокусироваться, увеличьте масштаб в этой области в режиме реального времени (убедитесь, что не увеличиваете оптический масштаб, иначе это испортит ваше кадрирование и фокусировку) и попробуйте сфокусироваться вручную. Если такого яркого объекта нет, лучше подождать, пока не начнется фейерверк, поскольку он очень яркий и у камеры не должно возникнуть проблем с точной фокусировкой.
Фокус и выключение автофокуса
Начните с установки фокуса объектива на бесконечность, а затем сделайте снимок. Многие современные объективы позволяют фокусироваться «за пределами бесконечности», что может испортить фокусировку на изображениях. Сфокусируйтесь на яркой вспышке с помощью системы автофокусировки камеры (наполовину нажав кнопку спуска затвора или нажав кнопку AF-ON), а затем один раз полностью выключайте автофокус. Отключить автофокусировку должно быть очень просто - на многих объективах есть переключатель фокусировки, который позволяет легко включать и выключать автофокусировку.