Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Постановка света. Светоформирующие насадки

308

В предыдущих статьях из цикла «Свет и тень» мы рассказали общие принципы постановки светотеневого рисунка и о технике настройки мощности студийных осветителей. Теперь настало время разобраться с назначением основных светоформирующих насадок.

Прежде, чем описывать работу самих насадок, стоит разобраться с понятием «источник мягкого света». Сказать, что источник мягкого света никогда не создает теней, будет совершенно не верно. Особенность мягкого освещения - в отсутствии резких границ перехода от света к тени. Другими словами, тени как бы растушёвываются, теряют свои границы и становятся менее резкими и густыми. При этом можно поставить свет так, что тени действительно полностью исчезнут, но это будет не свойство источников мягкого света, а способ их постановки в создаваемой схеме освещения.

мягкий свет

жесткий свет

Начнем с более практичных насадок мягкого освещения. Это группа больших тканевых модификаторов света, применяемых для смягчения и рассеивания теней. К ней относятся:

  • софтбокс,
  • октобокс (круглый софтбокс),
  • стрипбокс (вытянутый софтбокс с соотношением сторон больше, чем 1 к 3)

Основное отличие первых двух софтбоксов кроется в их форме, от нее будет зависит форма блика в глазах модели (круглый или квадратный как от окна). Что касается степени воздействия на тени, то обе насадки абсолютно одинаковы - и софтбокс, и октобокс одинаково эффективно убирают тень за моделью. Однако, чтобы использовать данное оборудование, необходимо знать и выполнять несколько простых правил.

Если вы хотите убрать тень за объектом съемки, то размер софтбокса (октобокса) должен быть больше снимаемого объекта хотя бы в 1,5 раза. Например, если мы снимаем вазу высотой 30 см, то для создания эффекта бестеневой съемки нам потребуется софтбокс 60Х40 см или октобокс диаметром 50 см.

Но этого будет недостаточно, дело в том, что кроме размера источника света, важна еще дистанция от источника света до предмета съемки. В бестеневой постановке освещения она не должна быть больше диагонали используемого софтбокса (или диаметра октобокса).

Другими словами, можно сказать, что мягкое (бестеневое) освещение создается большой осветительной насадкой, находящейся близко к объекту съемки. Чем меньше софтбокс или больше расстояние от него до объекта съемки, тем больше и контрастней получаются тени.

Но что же делать, если мы хотим снять, например, ростовой портрет, а помещение у нас не очень большое? Ведь разместить двухметровый октобокс в квартире или небольшом съемочном зале бюджетной фотостудии практически невозможно.

Вот тут на помощь приходят стрипбоксы. За счет вытянутой формы они не занимают много места, при этом равномерно осветить вытянутый объект, к примеру фигуру человека, не составляет никакого труда. Вообще в арсенале профессионального портретиста пара стрипбоксов 180Х30 см являются обязательными насадками. И неважно, где вы собираетесь снимать - дома, на улице или в студии.

К сожалению, у тканевых насадок есть один существенный минус: при всем великолепии характеристик освещения, которое они способны создать, они очень чувствительны к неаккуратному обращению. Практика показывает, что в большинстве арендных студий, практически все софтбоксы находятся в очень плачевном состоянии. Не редкость, что при работе с рентным оборудованием даже при использовании двухметрового октобокса вы можете получать достаточно заметные тени. Внутри самого софтбокса может отсутствовать дополнительный рассеиватель, что означает, что насадка фактически неисправна. Очень часто от интенсивного использования софтбоксы протираются по углам и из них вылазят спицы — насадка теряет свою форму.

Если вы действительно хотите заниматься коммерческой съемкой или относитесь серьезно к своему увлечению творческой фотографией — вам стоит приобрести собственные софтбоксы. Во-первых, любой современный софтбокс достаточно просто разбирается и укладывается в очень компактную и легкую сумку, которая не сможет обременить даже хрупкую девушку. Во-вторых, придя в арендованную студию, вы всегда сможете эффективно работать именно со своими осветительными насадками, будучи полностью уверенными в их исправности. И в-третьих, цена на софтбоксы даже очень достойного качества не такая большая, как на студийные осветители. Очень хороший софтбокс для ростовой съемки можно приобрести всего за четыре или шесть тысяч рублей.

В качестве итога, предлагаем вам несколько готовых вариантов по подбору светоформирующих насадок мягкого света:

  • Съемка жанровых ростовых портретов в интерьере или свадебная фотография — два стрипбокса 30х180 см и один октобокс 150 см.
  • Съемка поясных портретов и предметная съемка для каталогов - два софбокса 60х90 см и один или два стрипбокса 30х120 см
  • Съемка маленьких предметов (ювелирка, например) - два софтбокса 30х40 см и два стрипбокса 25х90 см.

Во всех трех вариантах размеры указаны приблизительно, так как разные производители могут выпускать насадки с немного отличающимися размерами сторон, но все эти различия будут в пределах 5-10 см — это не принципиальная разница.

Так же стоит обратить свое внимание на такой полезный аксессуар как соты для софтбокса. Это ячейки из черных лент, ограничивающие угол освещения софтбокса. Соты помогают использовать несколько софтбоксов одновременно, разграничивая зоны действия, что делает постановку света более аккуратной и понятной.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

308

Полезные статьи

Что вы знаете о цветовой температуре?
Что вы знаете о цветовой температуре?
Как мы воспринимаем цвет в значительной степени зависит от нашего культурного воспитания и от того, ...
теорияфотоуроки
776
Видеоурок "Очень просто о 10 ошибках начинающего фотографа"
Видеоурок "Очень просто о 10 ошибках начинающего фотографа"
Профессиональный фотограф Сойер Хартмен рассказывает о десяти ошибках, с которыми может столкнуться ...
фотография для начинающихвидеоурокикак фотографировать
35
10 удивительных альтернативных процессов в фотографии
10 удивительных альтернативных процессов в фотографии
Альтернативные процессы в фотографии - это целый мир, наполненный интересными методами и техниками п ...
идеикак фотографироватькреативинфракрасная фотография
1852
Войти