Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Азы аналоговой фотографии. Аналоговая фотопечать, часть 2-я

725

В первой статье «Азы аналоговой фотографии» мы с вами научились выбирать свой первый пленочный фотоаппарат, снимать и проявлять пленку. Теперь
настало время напечатать первые кадры с нашей отснятой фотопленки. Процесс самой фотопечати не такой уж и сложный, хотя требует определенных навыков и подготовленного рабочего места в виде небольшой домашней фотолаборатории. Именно с постройки фотолаборатории мы и начнем: для начала нужно выбрать в нашем доме или квартире подходящее место. Основное требование к нему — возможность полной светоизоляции и, желательно, наличие воды и электричества. На данную роль в обычной квартире претендует ванная комната, такой вариант проверен десятилетиями творческих фотоэкспериментов наших соотечественников и коллег. Тут и окон нет, и вода рядом, и розетки имеются. Единственным недостатком ванной комнаты можно считать отсутствие там стола для размещения самого печатного оборудования. Но вопрос решается достаточно просто, саму ванну можно перекрыть листом плотного материала: лист пенопласта, ДСП, фанера, столешница от старого стола. Если у вас в ванной есть стиральная машинка, то это великолепный постамент для нашего фотоувеличителя. Что же касается других мест, то, в принципе, подходит любая комната, где есть возможность плотно завесить или закрыть окна. Доступ к электричеству может быть реализован любым удлинителем, а вопрос с водой решается наличием обычного
ведра (если понадобится слить отработанную воду), кювет для печати (их все равно придется приобретать) и любой емкостью для хранения запаса воды (3-5 литров). Для временной светоизоляции окон в помещении можно приобрести специальные светоизолирующие шторы или просто повесить плотное одеяло. В конце концов, вооружившись малярным бумажным скотчем, можно заклеить их картоном, добытым из упаковки бытовой техники — выбор за вами. С помещением для нашей лаборатории мы разобрались, теперь давайте посмотрим, что должно быть в ней размещено. Все перечисленное ниже можно найти на ваших антресолях, купить или заказать в современных фотомагазинах:
1. красный фонарь, чтобы не работать в полной темноте — фотобумага не боится красного света,
2. фотоувеличитель,
3. кюветы - ванночки для проявки фотобумаги, три штуки,
4. кадрирующая рамка для удержания фотобумаги при печати,
5. пинцет,
6. емкости для хранения проявителя и фиксажа,
7. если печатать вы собираетесь в ванной комнате и свет включается снаружи, обязательно нарисуйте табличку «Свет не включать — идет печать», которую стоит повесить рядом с выключателем, иначе близкие и родные люди обязательно засветят всю фотобумагу.

Ну и, наконец, сама печать - это действительно совсем не сложно. Весь процесс печати происходит не в полной темноте, а под светом красной лампы, как мы уже и говорили она не засвечивает фотобумагу:
1. вставляем негатив в рамку фотоувеличителя,
2. фокусируем изображение на белой поверхности фоторамки (если она у вас не белая, подложите обычный белый лист бумаги),
3. выключаем фотоувеличитель,
4. достаем фотобумагу из упаковки и крепим ее в кадрирующую рамку,
5. включаем фотоувеличитель на 2-3секунды (лучше контролировать по секундомеру),
6. выключаем фотоувеличитель и пинцетом кладем уже засвеченную фотобумагу в кювету с проявителем (кюветы лучше подписать маркером: проявитель, промывка, фиксаж), в течении 30-45 секунд ваше изображение проявится прямо на глазах, дольше одной минуты ждать не стоит, иначе начнут темнеть даже светлые участки (пойдет «вуаль»),
7. вынимаем бумагу из проявителя и буквально 3-5 секунд ополаскиваем ее в кювете с водой (промывка),
8. кладем наш отпечаток в кювету с фиксажем и, периодически покачивая отпечаток, фиксируем его в течении 3-5 минут.
Все, наша фотография готова. Осталось положить полученные снимки в таз с водой и промыть их в течении 10-15 минут для полного удаления остатков фиксажа. Полученный продукт развешиваем на бельевых прищепках до полного высыхания и наслаждаемся результатом.

Чтобы ваши фотографии получились качественными, стоит соблюдать несколько простых правил:
1. Для печати фотографий недопустимо применять пленочный проявитель, для этого приобретается проявитель для фотобумаг. Фиксаж после проявки пленки тоже желательно не использовать и навести свежий, хотя по составу он одинаков. 
2. Если ваш первый отпечаток получился слишком светлый или слишком темный - не расстраивайтесь, просто уменьшите (для осветления) или увеличьте (для затемнения) время засветки фотоувеличителем (экспонирование), при этом делайте это по чуть-чуть — 1-2 секунды. Уже через пару отпечатков вы сможете хорошо ориентироваться в плотности негатива и требуемом времени экспонирования. Для своих первых экспериментов покупайте «нормальную» по контрастности фотобумагу, обычно указано на самой упаковке.
3. Старайтесь не допускать пыли на негативе, в противном случае она проявиться в виде белых точек на вашей фотографии. Пыль можно убрать грушей для продувки объектива.
4. Старайтесь не оставлять отпечатков пальцев на ваших негативах, иначе вы увидите их на фотографиях. В магазинах продаются специальные белые перчатки для работы с негативами.
5. На объективе фотоувеличителя поставьте диафрагму 8 — это позволит вам слегка увеличить время печати, будет легче его контролировать и фотографии будут получаться резче.

Вот, пожалуй, и все премудрости. Конечно, с каждым днем ваше мастерство будет расти и очень скоро вам захочется научиться делать отпечатки выставочного качества или применить некоторые приемы художественной печати, такие как: соляризация, барельеф, исправление линейной перспективы в архитектуре, печать фактур на снимке, виньетирование, тонирование, HDR, фотомонтаж и все, что вы можете найти в современной версии фотошопа. Но для этих экспериментов вам понадобиться более плотно ознакомиться с устройством и правилами работы с фотоувеличительной установкой, а это материал уже следующей статьи «Фотоувеличитель для увлеченных».

Желаем вам удачи в создании ваши первых настоящих фотографий. Ведь пленка или файл - это всего лишь заготовка, а настоящая авторская фотография
может быть только в виде бумажного отпечатка.

Автор статьи Илья Лукьянов.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

725

Полезные статьи

Страх, любовь и имитация боке в iPhone
Страх, любовь и имитация боке в iPhone
В этом мире нет недостатка в плохих фотографах, делающих хороший бизнес и процветающих, в то время к ...
247
Что такое пиковая фокусировка и как ею успешно пользоваться
Что такое пиковая фокусировка и как ею успешно пользоваться
Пиковая фокусировка (Focus Peaking) - это технология, которая помогает во время ручной фокусировки. ...
теорияобъективыкак фотографировать
4818
Секреты длинной выдержки
Секреты длинной выдержки
Как длинная выдержка может сделать фотографию более привлекательной ...
455
Войти