![как создавать мультиэкспозиционные фотографии](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Konstantin-Naumov.jpg)
by Konstantin Naumov
Что такое мультиэкспозиция? Это объединение двух или нескольких кадров в один. Прием в фотографии, который начался с ошибки и получил со временем широкое распространение среди фотографов и применяется для создания художественной современной фотографии.
В данном кратком руководстве мы объясним как правильно использовать эффект мультиэкспозиции и что делать, если камера не поддерживает функцию двойной экспозиции?
![позиция в фотографии](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Andrea-Cisneros.jpg)
by Andrea Cisneros
При использовании пленочных камер возникновение двойной экспозиции чаще всего происходило из-за неосторожности фотографа, которая приводила к двойному воздействию на один и тот же кусок пленки. Но несомненная художественность некоторых полученных случайно кадров привела к тому, что направление мультиэкспозиции в фотографии стали развивать и использовали с уверенностью самые именитые фотографы. Например, Сара Мун.
![двойная экспозиция фото Сары Мун](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-sarah-moon-mult.jpg)
by Sarah Moon
Некоторые современные цифровые камеры оснащены функцией двойной и более экспозиции. Чтобы создать мультифото, достаточно переключиться в настройках камеры. Тем не менее, для создания правильной мультиэкспозиционной фотографии необходимо знать некоторые нюансы.
При наложении одного кадра на другой, необходимо стремиться совместить темные и светлые части снимка таким образом, чтобы самые светлые пятна одного кадра приходились на самые темные фрагменты другого.
![как расчитать мультиэкспозицию снимка](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Nata-Iva.jpg)
by Nata Iva
Рассчитывайте правильно общую экспозицию снимка. Если для получения правильно экспонированной фотографии при ваших условиях необходима экспозиция для первого и второго кадров 1/60 при f=8, каждое изображение должно быть снято с недоэкспонированием в 1 ступень.
Второй кадр желательно снимать с теми же настройками, что и первый. Но, если условия освещения у второго снимка другие, то естественно следует поменять и экспопару, а также не забыть сделать кадр на 1 стоп недоэкспонированным.
![мульти в фотографии](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-merys007.jpg)
by merys007
Что делать, если камера не предполагает функцию мультиэкспозиции?
Поможет обычный редактор. Использование редактора предполагает даже больше контроля при комбинировании фотографий, хотя и некоторым образом убирает спонтанность и неожиданную фантазийность полученного результата. Редактирование в фотошопе становится техническим делом и каким бы ни был мастер, у снимка исчезает определенный флер, который состоит из тех маленьких недостатков и случайностей, которые делают снимок фотографией, а не рисунком.
![мультиэкспозиция в фотографии](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Callum-Baker.jpg)
by Callum Baker
При использовании постобработки в редакторе нет необходимости изначально снимать два или более кадров одновременно. У фотографа появляется возможность комбинировать фотографии, снятые в разное время.
Необходимо открыть одно изображение, второе копируется и вставляется на новый слой в рабочем пространстве первого изображения. Затем с помощью широкого спектра инструментов фотограф смешивает два изображения вместе до получения нужного эффекта. Можно изменять "прозрачность" или "непрозрачность" слоев, "умножать", использовать "мягкий свет", Hard Mix или "исключение" – и это только несколько из многих режимов наложения, с которыми стоит экспериментировать. Каждый дает очень разные результаты с подходящими картинками.
Однако даже такая кажущая легкость обработки не снимает ответственности в правильном расположении темных и светлых участков кадров. Темное должно быть под светлым, а не наоборот.
![как снимать фото мультиэкспозицию](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-hodachrome-2.jpg)
by hodachrome
Есть ли у мультиэкспозиции какое-то иное, нехудожественное применение?
Многие из лучших подводных фотографий сделаны с помощью двойной экспозиции. Одним кадром делается крупный план морского существа со вспышкой. При этом из-за глубины фон выглядит черным или очень темным. Но достаточно объединить полученную фотографию со снимком, сделанным на мелководье, итоговое изображение будет выглядеть более естественно.
![где применяют двойную экспозицию](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Thomas-Conrad-T.C..jpg)
by Thomas Conrad (T.C.)
Двойную экспозицию также применяют для усиления глубины резкости и получения фотографии в интерьере, где используется разный свет.
Несколько подсказок для того, чтобы получить мультиэкспозиционный кадр
- Используйте два кадра, один из которых с мелкой текстурой, а на втором объект съемки крупным планом.
![портрет с двойной экспозицией](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Tanja-Ghirardini.jpg)
by Tanja Ghirardini
- Интересные кадры можно получить, если изначально снимать студийные портреты, как крупноплановые, так и полноростовые, а затем, перемотав пленку заново, – отправиться фотографировать полевые цветы, ландшафты или текстуры.
![варианты фотографий мультиэкспозиции](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-hodachrome.jpg)
by hodachrome
- Смешивание цветов позволит получить интересные эффекты на снимках. Также можно совмещать картинки, сделанные разными объективами – например, портретником и широкоформатным.
- Прекрасным вариантом будет совмещение street-photo с облачным небом или неспокойной поверхностью моря.
![что снимать с мультиэкспозицией](https://static.fotogora.ru/fotogora/wysiwyg/wp-content/uploads/2014/01/by-Duncan-Howsley.jpg)
by Duncan Howsley
Не останавливайтесь на очевидном. Используйте для начала два кадра для совмещения. Вам может понравиться абстракция получаемых снимков и вы сможете уже с большей уверенностью совмещать большее их количество, чтобы в итоге стать автором самой абстрактной и самой необычной художественной фотографии.