Всем фэшн-фотографам XXI века известна Виконтесса Клементина Эльфинстон Гаварден. Ее по праву можно считать родоначальницей модной съемки. Кроме того, она первой заявила всему миру, что в индустрии фотографии могут быть успешными не только мужчины и с блеском продемонстрировала это на примере замечательных работ, ставших в последствии всемирно известными.
Леди Клементина родилась (1822 год) и воспитывалась в родовом поместье в Шотландии. Большая дружная семья, богатое происхождение – все это положительно сказалось на воспитании девочки. Получив отличное образование, она начала интересоваться живописью, постоянно тянулась к творчеству и чему-то незаурядному.
Увлечение фотографией пришло к Клементине в 1857 году. Она работала с пейзажными снимками, и затем перешла к широкоформатным портретам. Через два года после переезда в Лондон ей удалось расширить творческое пространство, создав огромную мастерскую на первом этаже своего дома. Короткая, но очень активная творческая жизнь леди Гаварден в качестве фотографа ознаменована признанием Лондонским фотографическим сообществом и серебряной наградной медалью за композицию.
В 1865 году преждевременная смерть от пневмонии (бытует мнение, что иммунитет был слаб ввиду постоянного контакта с едкими фотохимикатами) забрала у мира талантливого фотографа. Леди Клементине было всего 43 года. Ее наследие в качестве образца глубочайшей мысли, заключенной в снимке, осталось потомкам на века.
Уникальный стиль и атмосфера снимков
Если говорить о стилевой концепции, то работы художницы и фотографа Леди Клементины можно отнести к раннему пиктореализму. Последователям этого течения конца XIX века было свойственно создавать такие снимки, которые были максимально близки к живописи и графике той эпохи. Мастера применяли уникальные техники съемки и печати: накладывали фильтры, использовали мягкорисующие объективы, обрабатывали бумагу солями серебра.
Клементина Гаварден часто снимала в чувственных позах своих дочерей, особенно первое время, поскольку фотограф женского рода еще с опаской принимался обществом, и ей трудно было найти себе моделей. При просмотре ее коллекции снимков постепенно возникает и с усилением нарастает ощущение ностальгии, романтической неги и светлой грусти. На многих фотографиях модели отвернуты от объектива и смотрят вдаль, либо у них закрыты глаза. Естественные, но драматические позы (отвернувшись возле окна или полулежа) создают атмосферу, которая помогает погрузиться в тот мир, в котором пребывал автор и оценить всю красоту снимка.
На снимках Гаварден крайне редко и только в эпизодических ролях встречаются мужчины. Большая часть работ отображает жизнь женщин в привычном для них интерьере и нарядах. По фотографиям Леди Клементины можно составить представление о моде конца XIX века.
Изображения изобилуют изысканными платьями, головными уборами, драгоценными аксессуарами, передающими дух той эпохи. Именно поэтому ее называют первым фэшн-фотографом. Большое внимание она уделяла игре света в кадре, естественным формам тканей, драпированным материалам. Предметы и объекты на снимке стоят там, где обычно – у автора не было цели создавать выдуманный образ или передавать ненастоящие чувства. Она никогда не использовала в работе искусственное освещение.
Аутентичность произведений Леди Клементины сочетаются с ее подходом к фотографии. Не осталось никаких заметок или записей от автора о творчестве, все снимки до единого названы «Исследования». Как будто она хотела нам передать мысль, что произведение искусства ни в каком пояснении не нуждается, нужно только смотреть и наслаждаться, впитывать атмосферу.
Судьба фоторабот: выставки, аукционы
За небольшую творческую эпоху фотографа (8 лет) Гаварден сделала около 800 снимков. В 1863 году талантливая художница впервые показала миру свои работы на выставке в лондонском Фотографическом Обществе. Профессионалы и любители моментально обратили внимание на неповторимый стиль и символизм работ Леди Клементины. Вопреки сложившимся стереотипам и нормам женщина-фотограф стала известной и почитаемой ценителями искусства. Как следствие, через год она получила членство в Обществе.
Не смог обойти стороной великолепные снимки, наполненные мрачной, но художественно ценной атмосферой меланхолии известный британский ученый и писатель Льюис Кэрролл. Он собрал личную коллекцию работ Клементины Гарвард в количестве 37 экземпляров (198 на 144 мм размером). Также у него находилось несколько карандашных набросков фотографа. Остальные образцы не выставлялись на продажу и хранились в семейных альбомах виконтессы.
Было бы несправедливо по отношению к общественности скрывать столь талантливое наследие от потомков, и в 1939 году внучка фотографа передала 775 образцов в Музей Виктории и Альберта. Формирование экспозиции перенеслось из-за военных действий, и обнародование снимков затянулось вплоть до 1980-х годов. Когда же наконец удалось выставить фотографии, было замечено, что часть из них имеет поврежденные углы, потому что когда-то они были вырваны из фотоальбома. С одной стороны, это исказило художественную составляющую оригинальных образцов, с другой же – добавило им ценности в качестве коллекционных экземпляров.
В 2013 году личная коллекция Льюиса Кэрролла продана за 150 000 фунтов стерлингов в Лондоне на аукционе Bonhams.