Знание правила третей и золотого сечения помогает далеко не всегда. Часто фотографы-новички обладают огромным багажом академических знаний, а снимки остаются неудовлетворительными. В этой статье фотограф Дина Беленко (Dina Belenko) делится практическими советами о композиции в натюрмортной съемке.
Сфокусируйте свою композицию вокруг основного объекта
Ощущение, что в кадре у вас полный хаос вместо гармоничной композиции, в большинстве случаев возникает из-за непонимания того, какой объект является основным.
Это не означает, что ваш главный объект должен располагаться в центре изображения. Но вы должны привести к нему взгляд зрителя. Расположите диагональные объекты, например, ложки или соломинки, так, чтобы они указывали на главный объект съемки. Сделайте его самым ярким и резким элементом кадра.
Если вам интересно, правильно ли вы сделали акцент на основном объекте, попробуйте этот простой тест. Отвернись от сцены. Посчитайте до десяти. Теперь быстро обернитесь назад. Какой объект вы увидели первым? Если не основной, то замените его чем-то менее выразительным, чтобы он не перехватывал внимание.
Не убирайте из кадра все яркие детали. Просто обратите внимание на их относительный размер.
Создайте разграничение для композиции из нескольких объектов
Иногда в кадре слишком много объектов, чтобы решить, какой из них основной.
Скажем, у вас есть шесть ювелирных изделий для рекламы. В этом случае убедитесь, что каждый из них получает равное количество внимания.
Один из способов - разделить их по отдельным пространствам. Пусть каждый станет как бы музейным экспонатом, достойным отдельного просмотра.
Есть много вспомогательных средств, чтобы создать визуальное разделение:
- коробка с отдельными отсеками
- рисунок мелом
- диаграмма Венна (сделанная с помощью бумаги или нарисованная) или круговая диаграмма
- мольберты и картины в рамах
- блокировка цвета таким образом, чтобы пятно каждого оттенка предназначалось отдельному объекту
- Декартовы координаты
- книжные полки
Разрушайте монотонность
Похожие элементы, аккуратно размещенные в строгом периодическом порядке, могут выглядеть немного скучно. Нарушайте либо их сходство, либо периодичность.
Если вы не собираетесь намеренно создать навязчиво аккуратную фотографию (как кадр из фильмов Уэса Андерсона), не позволяйте вашим объектам выглядеть как солдаты. Отказ от однообразия сделает ваши изображения более живыми и правдивым.
То же самое касается любых объектов, образующих прямые линии, всего реквизита. Они не должны быть параллельными друг другу, в большинстве случаев это выглядит неестественно. Вместо этого разместите их под небольшим углом. И убедитесь, что они направляют взгляд зрителя на ваш основной объект.
Указывать вилками на него будет, конечно, чересчур, но если воображаемая линия, созданная вилкой, ведет приблизительно в направлении основного объекта, это сделает путешествие взгляда зрителя по вашей фотографии более комфортным.
Используйте перекрытие, чтобы подчеркнуть объем и глубину
В снимке Flat Lay элементы показываются сверху, ни один из них не перекрывает другой, изображение выглядит "плоским".
Да, есть определенные приемы для создания объема в такой съемке. Однако перекрывающиеся объекты могут подчеркнуть глубину сцены.
Взять хотя бы алхимический натюрморт ниже. Представьте, что фотограф поставил бы все бутылочки вдоль прямой линии на одинаковом расстоянии от камеры. В итоге непонятно, насколько глубока сцена. К тому же труднее распознать основной объект. Казалось бы, это всего полсекунды, но зритель замечает такие вещи неосознанно.
Пусть некоторые объекты выступят вперед и будут перекрываться другим реквизитом, не блокируя их полностью.
Заставьте своих зрителей чувствовать, что вы работаете в трехмерной сцене, несмотря на то, что сцена представлена в простом двухмерном изображении. Пусть ваши объекты отбрасывают друг на друга тени и отражения, взаимодействуют.
Помните, что должно быть либо явное перекрытие, либо четкое разделение элементов. Если у вас есть две чашки с пустым пространством между ними, это нормально. Но если у вас две чашки и их ручки слегка соприкасаются, это сбивает зрителя с толку.
Используйте простые формы в качестве шаблона
Попробуйте построить композицию вокруг какой-то простой формы, например, треугольника или круга. Это позволит вам сбалансировать множество мелких элементов или придумать гармоничное фото за короткое время.
- Треугольники
Разместите свои объекты внутри границ условного треугольника с основанием в нижней части кадра. В большинстве случаев в этой структуре ощущается скрытое движение. Треугольник не так стабилен, как квадрат, но имеет прочную основу. Из-за этого такая композиция выглядит сбалансированной, и при этом не скучной.
Для создания ощущения дисбаланса используйте перевернутый треугольник. В приведенных ниже кадрах фотограф поместила массивный элемент в верхней части снимка (например, пишущую машинку или кривую вопросительного знака). После этого прямо под ним были добавлены меньшие объекты, тем самым создавая вершину перевернутого треугольника.
- Кривые
S-образная кривая может придать вашей композиции ощущение плавного движения, простого и элегантного.
Кривые, преобразованные из диагональных линий, также прекрасно работают. Представьте себе линию, идущую, скажем, от левого нижнего угла вашего изображения до правого верхнего. На ней можно основать свою композицию, выйдет динамично, с сильным ощущением движения. Вы можете смягчить этот эффект, превратив эту прямую диагональную линию в кривую. Представьте эту кривую и поместите ваши объекты рядом с ней, условно вдоль ее направления. Позвольте себе четко выделить дополнительные детали за пределами кривой, чтобы ваша композиция выглядела естественно.
Пример ярко выраженной кривой в композиции
Используйте баланс
Представьте свое фото как качели на детской площадке. Если самый визуально массивный объект находится прямо в центре, качели стабильны. Другими словами, у вас сбалансированная композиция. Однако в итоге может получиться чересчур выраженная симметрия. Попробуйте разместить основной объект с небольшим смещением от центра. Это нарушит баланс, поэтому вам нужно добавить что-то на другой конец этих условных качелей.
Не добавляйте объект того же размера (это приведет к другой симметричной композиции). Добавьте меньший, поместите его дальше от центра в качестве противовеса.
Например, в натюрморте выше есть большая лабораторная бутылка с сияющей звездой внутри. Фотограф разместила ее немного не по центру, но добавила две блестящие звезды в левой стороне кадра. В результате яркость этих звезд помогает создать сбалансированную композицию.
Снимайте детали, чтобы оживить композицию
Детали оживляют фотографию. Несколько крошек от пирога, немного рассыпанного сахара или пара мятых бумажных шариков. Кто-то живет в вашем изображении, кто-то ест пирог, пьет подслащенный чай или разочаровывается в своих эскизах.
Этот натюрморт выглядел бы пустым без стружки и бумажных шариков
Снимок был бы холодным без разбросанного кофе, сахара и листьев мяты
Однако будьте осторожны. Не затмите фокус фото второстепенными деталями.
Не бойтесь обрезать элементы для реалистичности
Дайте зрителю почувствовать, что за пределами вашего кадра есть мир, что сцена расширяется. Если оставить некоторые второстепенные объекты за кадром, ваша сцена будет выглядеть естественней.
Если у вас есть страх обрезать что-то важное, попробуйте это простое упражнение. Составьте композицию по-своему. И после этого оставьте только половину всех объектов нетронутыми. Сохраните ключевые детали, а другие пусть будут на вашей фотографии только частично. Сделайте как минимум 10 фотографий с таким подходом, и вы обнаружите, что в следующий раз вам будет гораздо легче.