Выбор композиции часто является тем самым ключом понимания между хорошей пейзажной фотографией и отличной пейзажной фотографией. А вот соотношение сторон фотографии может создавать или разрушать композицию, подчеркнуть объект и устранить отвлекающие факторы, либо вывести из равновесия всю картину. Когда вы смотрите в видоискатель и собираетесь нажать кнопку спуска затвора полезно попытаться представить себе финальный снимок, включая и его соотношение сторон, чтобы оптимизировать композицию.
Но как соотношение сторон влияет на композицию?
Соотношение сторон - это термин, используемый для описания размеров изображения путем сравнения ширины с высотой и выражения в виде соотношения.
Соотношение сторон изображений в первую очередь определяется размерностью датчика камеры (или типом пленки плюс дизайном камеры, если фотоаппарат пленочный). Поскольку эти физические аспекты являются фиксированными, легко принять соотношение сторон изображений как должное и особо не задумываться над последствиями установленного их соотношения, которое и используется в композиции.
Производители камер осознали, что иногда фотографам нравится работать с широким диапазоном вариантов, а самые последние цифровые камеры позволяют изменять параметр соотношения сторон с помощью меню камеры. Вы также можете кадрировать изображение, чтобы затем изменить параметр при постобработке.
Почему соотношение сторон имеет значение
Значимость этого понятия связана с отношением основного объекта к сторонам кадра и количеством свободного пространства вокруг объекта.
Знание характеристик соотношения сторон вашей конкретной камеры может помочь создавать более качественные изображения. Это также поможет вам распознать, когда кадрирование до другого соотношения сторон может улучшить композицию полученной картинки.
Что же такое соотношение сторон?
Соотношение сторон описывает связь между шириной и высотой изображения. Записывается как фигура, в этой форме - ширина:высота (ширина всегда на первом месте).
Практически каждая цифровая камера оснащена датчиком одного из двух форматов изображения.
3:2
Это соотношение, используемое 35-миллиметровым камерами с кроп-фактором и полнокадровыми зеркальными фотоаппаратами, некоторыми среднеформатными камерами Leica, беззеркальными камерами, компактными фотоаппаратами высокого класса и большинством 35-мм пленочных камер.
Оно было у нас с тех пор, как в начале прошлого века Leica выпустила первые 35-мм пленочные камеры. 35-миллиметровый камеры с кроп-фактором и полнокадровые зеркалки имеют соотношение сторон 3:2. Ширина датчика в 1,5 раза больше его высоты.
35-миллиметровый сенсор для полнокадрового изображения имеет размеры 36x24 мм. Вы можете выразить это как соотношение 36:24. Математикам всегда нравится упрощать соотношения между двумя числами так, чтобы его было легко визуализировать. В этом случае можно разделить оба измерения на двенадцать. Это дает 3:2. Камеры с кроп-фактором имеют меньшие датчики размером примерно 22,5x15 мм (точные размеры варьируются в зависимости от марки и модели). Эти цифры соответствуют соотношению сторон 3:2 для полнокадрового датчика.
4:3
Это соотношение сторон используется микрокамерами, многими компактными камерами, некоторыми цифровыми камерами среднего формата и пленочными среднего формата, использующими формат 6x4,5 см.
Давайте сравним их. Вы можете увидеть, что формат 3:2, используемый большинством цифровых зеркальных фотокамер, немного длиннее, чем 4:3 для микрокамер.
Это может показаться не так значительно, однако важно для композиции. Посмотрите на следующие изображения, чтобы понять почему. Ниже фотография оригинальной 35-мм версии с соотношением сторон 3:2.
И вот то же изображение, обрезанное до соотношения сторон 4:3, как если бы оно было снято на микрокамеру 4:3.
Видите разницу? Она тонкая, однако, все же присутствует. 35 мм кадр длиннее. И задача может оказаться довольно сложной, когда дело доходит до композиции, потому что вы должны найти способ эффективного заполнения такой длины. Пейзажная фотография, в частности, часто выигрывает от более короткого кадра, и это одна из причин популярности среднего формата 6x7 см (соотношение сторон 7:6) среди пейзажных фотографов, которые используют пленочные камеры. Вот как будет выглядеть тот же пейзаж в следующих форматах.
Соотношение сторон 7:6 может показаться слишком коротким, а вот 5:4 - очень приятный формат для работы.
Вам может показаться, что разница между пропорциями не имеет какого-то особо большого значения. И часто, когда вы используете альбомный формат (т.е. камеру, расположенную так, чтобы кадр был горизонтальным), разница минимальна. Не так сложно работать в любом из вышеперечисленных форматов.
Но переключитесь на портретный формат (вертикальный кадр), и это будет уже совсем другая история. 35-миллиметровый кадр внезапно становится намного труднее эффективно заполнить, и композиция часто выигрывает от кадрирования до более короткого прямоугольника. Ниже вы видите несколько примеров для демонстрации этого эффекта.
Трудность, с которой фотограф столкнулся в съемке пейзажа заключается в том, что на исходном изображении было слишком много пустого неба. Проблема решилась путем кадрирования. Соотношение сторон 4:5, кажется, работает хорошо.
Конечно, не все изображения выиграют от обрезки до более короткого прямоугольника. Но если вам трудно заполнить кадр, особенно если у вас есть 35-мм камера с соотношением сторон 3:2, то вы вполне можете выиграть от использования другого формата кадра.
Настройка соотношения сторон в камере
Многие современные цифровые камеры дают вам возможность регулировать соотношение сторон с помощью меню камеры. Если в вашей камере есть электронный видоискатель, она может в нем отображать обрезанное изображение.
Если ваша камера не имеет электронного видоискателя, вам нужно будет использовать режим Live View, чтобы воспользоваться функцией соотношения сторон. Камера отобразит обрезанное изображение на ЖК-экране камеры.
Вы должны знать, что если вы используете формат JPEG, то камера обрезает изображение, и обрезанную часть изображения вы восстановить уже не сможете. Если вы используете RAW, камера сохранит изображение, захваченное всем датчиком, и вы сможете принять решение о кадрировании при последующей обработке. Проверьте подробности в руководстве к камере, если у вас есть какие-либо сомнения.
Кадрирование в постобработке
Зачастую при последующей обработке обрезать кадр проще. Если у вашей камеры нет функции соотношения сторон, это остается единственным вариантом. Еще одним преимуществом такого способа является то, что вы можете вернуться к старым изображениям, чтобы понять, как лучше.
Теперь рассмотрим каждый формат более подробно.
1:1 - квадрат
Квадратный формат часто может использоваться, чтобы упростить изображение и дать объекту поразительное присутствие в центре кадра. Если оставить ширину равной высоте, то способ считывания фотографии у зрителя изменится, так как надобность перемещаться по кадру слева направо будет меньше.
Квадратный формат предоставляет хорошую возможность нарушить правила, которые мы так часто соблюдаем - расположите горизонт вдоль центра изображения или поместите объект в центр кадра, и композиция может стать только сильнее. Вы часто будете видеть соотношение сторон 1:1, используемое, чтобы подчеркнуть минимализм (опять же, к вопросу об упрощении).
4:3 - формат 4/3
Этот формат является форматом изображения по умолчанию для камер, которые используют сенсоры 4:3. Изображение скорее широкое, нежели высокое, что означает, что глаз естественно тянется перемещаться по изображению слева направо.
Учитывая, что изображение довольно высокое относительно его ширины, это соотношение идеально подходит для того, чтобы направить взгляд в картину через ведущие линии из интереса переднего плана. Относительная высота изображения способствует использованию широкоугольных фокусных расстояний для захвата глубины картины в изображении без захвата лишних деталей на краю каждого кадра.
Формат 6:4 - 35 мм (также называется 3:2)
Это формат изображения по умолчанию для 35-мм пленки и, следовательно, для полнокадровых сенсоров и сенсоров APS-C, используемых в большинстве камер Nikon/Canon. Ширина изображения значительно больше, чем высота, что, опять же, подталкивает зрителя к чтению изображения слева направо, и диагональные направляющие линии снова-таки могут помочь.
Ограничением этого соотношения сторон является то, что высота намного меньше по сравнению с шириной, и, следовательно, захват деталей переднего плана широкоугольным объективом становится более трудной задачей из-за ограниченного вертикального пространства для работы. Это может привести к тому, что объекты в кадре станут слишком разрозненными и, следовательно, потеряют влияние.
Соотношение 6:4 может, однако, быть тем форматом, который подходит для съемки сцен, в которых нет интереса переднего плана или почти нет, с фокусными расстояниями среднего диапазона (например, 35 мм).
16: 9 - широкоформатный панорамный формат
Этот формат был поддержан в пленке усовершенствованной фотосистемой (APS) при ее появлении и в последнее время стал более популярным из-за преобладания дисплеев с соотношением сторон 16:9 в домашнем использовании - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства.
В данном формате ширина изображения является доминирующей, что означает, что перемещение взгляда зрителя с переднего плана затруднительно, однако этот формат идеально подходит для представления фрагментов пейзажных картин, снятых с большим фокусным расстоянием (то есть при помощи зум-объективов) на расстоянии.
12:6 или 18:6 - панорамный формат (также называется 2:1 или 3:1)
Формат 12:6, или 18:6 был выбран в качестве панорамного здесь по нескольким причинам. Как 2:1, так и 3:1, кажется, достаточно хорошо поддерживаются в панорамных изображениях. 2:1 - панорамный формат, поддерживаемый рядом пленочных камер среднего формата, а 3:1 - APS. Как правило, для представления результата соединения двух или более изображений используются панорамные соотношения.
Довольно сложно захватить изображение с соотношением сторон 3:1 из одного кадра, и оно будет достаточно большим для печати при любом значимом размере - и часто для того, чтобы быть сшитым вместе с другим кадром, снимок будет сделан с использованием более длинного фокусного расстояния, чтобы выделить детали вдали от пейзажа. Нет никакой реальной возможности включить детали переднего плана в данном случае.
Портретный режим
Для того, чтобы пейзажный снимок работал, необходимо сбалансировать композицию по всему кадру, а соотношение сторон, например 6:4, затрудняет эту задачу из-за слишком большой высоты относительно его ширины.
Чтобы "портретный" пейзаж получился идеально, подходят более "толстые" прямоугольники с соотношением сторон 4:3, 7:6 или 5:4, а 5:4, в свою очередь, активно используется профессиональными пейзажными фотографами для камер среднего и большого формата. Эти форматы позволяют взглянуть на изображение, по-прежнему слева направо, без чрезмерно большого пространства, отведенного под небо, выводящего кадр из равновесия.