Фотография – это один из прекраснейших видов искусства, довольно распространенный, кажущийся легким для освоения, поэтому редко кто не стремится взять в руки фотокамеру и начать создавать шедевры.
Тем не менее, не имея навыков, знаний и фотографического опыта, можно попусту потратить время, но так и не получить фотографии того уровня, на которые с вожделением смотрел в журнале и какие ожидал увидеть после собственной фотосессии, переписав исходники на компьютер. И даже «такая легкая интерьерная фотография» будет выглядеть жалким зрелищем, если отнестись к фотографированию спустя рукава, думая, «чем я хуже остальных». Не хуже! Нужно просто подготовиться.
Хотите понять, почему ваши кадры не оказываются на страницах журнала Elle Decoration? Обратите внимание на типичные ошибки, которые делают начинающие, когда фотографируют интерьер. А также воспользуйтесь советами профессионалов.
Итак! Что нужно взять на вооружение, чтобы справляться с интерьерной съемкой?
1. Свет.
2. Фокусировка и экспозиция.
3. Инсценировка.
4. Состав.
- Свет
Перед фотографом при съемке интерьеров зачастую встает вопрос – использовать ли студийный свет. И если использовать, то какой? Обычно интерьер и освещение неразрывно связаны между собой и любое вмешательство в виде дополнительного источника света, может оказаться лишним.
Он как бы становится чуждым. Но, с другой стороны, – освещение в интерьере рассчитано на восприятие человека и для фотокамеры может оказаться недостаточным, появятся темные углы и провалы. Человек может посмотреть на люстру, рассмотреть ее детали и потом перевести взгляд и спокойно продолжить рассматривать пол. Человеческий глаз довольно быстро адаптируется. А камера просто не выдержит такого перепада освещения в одном кадре, поэтому стоит иметь в своем арсенале вспышку, чтобы что-то подсветить иногда.
Не забывайте, что галогенные лампы, которые так любят использовать дизайнеры, очень приятны для глаза, имеют теплый свет, но они не совместимы со вспышкой. Вспышка имеет цветовую температуру 5500 К, а лампы накаливания часто до 3000 К не дотягивают. Если же смешать свет студийной или накамерной вспышки с лампами накаливания, то там, где будет преобладать свет вспышки, – предметы приобретут синеватый оттенок.
Для выравнивания освещения стоит использовать либо студийные приборы постоянного света, либо надевать на вспышки корректирующие гелевые желтые фильтры.
Если у вас помещение освещается естественным светом, большие окна и съемка ведется днем, то студийные импульсные приборы – лучший друг солнечного света и их использование рекомендуется. Так как освещение из окна яркое, но очень контрастное, в помещении обязательно будут темные углы.
Цвет на улице синий, а в помещении желтый из-за разницы цветовых температур солнца и осветителей.
Лучшее время для съемки комнат, в которых есть восточные окна – это утро. Помещения, в которых окна выходят на западную сторону лучше всего фотографировать во второй половине дня. Северные и южные комнаты снимать в то время, когда там есть яркий свет.
При любом положении вещей нужно обращать внимание на те части комнаты, где даже при ярком свете имеются достаточно темные углы или места. Нельзя, чтобы на снимках присутствовали «провальные» слишком темные фрагменты.
Солнечный свет наполняет фотографию энергией и теплом. Это может означать, что фотографу придется ждать лучшее время для того, чтобы сделать наиболее эффектные кадры.
- Фокусировка и экспозиция
Профессиональная рекомендация: использовать наиболее низкие значения ISO, диафрагму порядка f16 или f22, длинные выдержки и штатив. Все эти «нехитрые инструменты» помогают получать наиболее качественные фотографии внутренних помещений.
Экспозиция зависит от доступного количества света. Фотографировать интерьер обычно приходится, используя диафрагму f16, скорость срабатывания затвора примерно будет составлять 1/60 в яркий и солнечный день. От постановки задачи зависит глубина резкости. Если стоит цель показать весь интерьер полностью – глубина резкости должна быть максимальной. Чтобы подчеркнуть какой-то один элемент интерьера или акцентировать внимание зрителя на определенной детали мебели, создайте малую глубину резкости, и изображение на вашем снимке заиграет.
Поиск лучших ракурсов отнимает много времени и требует опыта, тем не менее – жестких правил не существует. Все зависит от креативности фотографа, от художественного замысла и от творческого сиюминутного настроения.
- Инсценировка
Прежде чем приступить к съемке, всегда внимательно осматривайте помещение. Необходимо убрать все лишнее, что замусоривает кадр. К «мусору» относится не только разбросанные вещи или самый настоящий мусор, но также и цветовые пятна, которые диссонируют с общим тоном комнаты или выбиваются из цветового ритма. О важности цвета в композиции снимка мы уже писали в материале «О влиянии цвета на смысловую композиционную составляющую».
В постановке лучше придерживаться правила: «Чем естественней, тем лучше».
Помните, что ваш зритель строит свою собственную историю о пространстве по изображениям. Если в фотографии много разных мелких отвлекающих деталей, это создает впечатление захламленности и уводит внимание от интерьера и непосредственно дизайна. Напротив же аккуратность в кадре позволят человеку, который рассматривает картинку, составить собственную историю, почувствовать себя в том месте, получить эстетическое удовольствие от того, что он видит.
- Состав
Начинающим фотографам чаще всего рекомендуют пробовать воссоздавать атмосферу, подсмотренную в каком-нибудь модном журнале по интерьерам. Это на первое время поможет приобрести необходимые навыки и научиться уже известным техникам. А дальше – дело вкуса, настроения и возможностей.
Меняйте ракурсы, наклоны камеры, пробуйте разное освещение для того, чтобы выработать свой неповторимый стиль, если вас привлекает фотография интерьеров.
Когда вы снимаете интерьеры – экспериментируйте. Включать в ваши фотографии рамы, людей или животных – это на ваше усмотрение. Но даже если вы решите, что в комнате не должно быть человека, всегда лучше выглядят те помещения, где «пахнет жилым духом», т.е. ощущается присутствие человека. Для того чтобы подчеркнуть это, можно добавить в кадр небольшую деталь, говорящую зрителю о том, что совсем недавно в комнате был человек – раскрытая книга или наполовину наполненный стакан водой, может быть, какая-то деталь туалета, небрежно брошенная на спинку стула или кресла. Домашнее животное, сладко спящее на ковре в лучах солнечного света. Все это придаст уют и приятную атмосферу вашему снимку. Главное – не переусердствуйте!
Съемку лучше производить с уровня живота. Снимки с высоты могут исказить размеры мебели, она будет выглядеть смешно или нелепо. Низкая точка съемки добавляет интимности происходящему и позволяет зрителю почувствовать себя частью запечатленного в кадре.
В качестве рабочего объектива предпочтение нужно отдать широкоугольному фиксированному объективу. Фикс на 30 мм меньше будет искажать пространство, чем зум 18-200 на тех же 30 мм. Перспективные искажения дает любой объектив. На готовых снимках этого не видно, потому что все фотографии перед печатью обрабатываются в Фотошопе и наклонные плоскости выравнивают. Когда будете кадрировать, захватывайте чуть больше пространства, чтобы потом без проблем в редакторе исправить падающие стены. Не забывайте только, что если у вас кроп-матрица, то стоит пересчитывать фокусное расстояние. Это важно при интерьерной съемке – ведь условия чаще всего очень стесненные, а охватить нужно пространство от пола до потолка
Для оформления большого пространства в интерьерах дизайнеры очень часто используют зеркала. Фотографу необходимо выбрать такой угол съемки и постановку фотоаппарата, чтобы не отразиться ни в одном из зеркал. Просто не забудьте это проверить!
byJuan Dorado
И не забывайте находить подробности, которые влияют на чувства зрителя через вещи: текстура, свет и цвет. Все эти компоненты помогут стать успешным фотографом в интерьерной съемке.