Любители подводной фотографии постоянно тестируют новое оборудование, ищут способы получить эффектные снимки людей и морской фауны, изучают мнение коллег на форумах. Экспериментируя, можно на собственном опыте опробовать полезные хитрости, удобные приспособления и лайфхаки, полученные от других авторов. Анна и Энди Зофка (Anna, Andy Zofka), супружеская пара свадебных фотографов, занимающаяся дайвинг-съемкой, подготовила несколько советов для тех, кто любит подводный мир также сильно, как они.
Оборудование
Большинство фотографов, интересующихся подводной съемкой, начинают с GoPro, компактной камеры или даже мобильного телефона в пластиковом пакете. У такой техники есть серьезные ограничения, поэтому стоит сразу перейти с нее на что-то более совершенное.
Энди и Анна приобрели пластиковый корпус Ewa Marine для Sony A7RII, но не смогли наладить с ним контакт и быстро продали, перейдя на профессиональный Ikelite. Это один из самых доступных вариантов в профи-сегменте. Если размер для вас не имеет значения - это хороший выбор.
Покупка "подводного" корпуса - серьезный шаг. Приспособления достаточно дороги, рассчитаны только на конкретную камеру и для них нужно отдельно покупать порт к объективу - плоский, для макросъемки, или купольный, для широкоугольного оборудования. В воде угол обзора уменьшается примерно на 25-30%, поэтому объектив 24 мм станет 30-35 миллиметровым. Уникальное приспособление Dome ports используют, чтобы частично или полностью устранить этот эффект.
Для первой полноценной съемки Анна и Энди взяли:
- камеру Nikon D850;
- объектив Nikon 16 мм (рыбий глаз);
- корпус Ikelite с ручкой и поддоном;
- восьмидюймовый Dome ports Ikelite.
Фотографы работали с естественным подводным светом, поэтому им не нужно было монтировать вспышки Объектив рыбий глаз с внушительной глубиной резкости хорошо подходит для подводной фотографии. Dome ports помогают захватить больше пространства сцены и помогают сделать эффектные снимки сверху и снизу от объекта. Чтобы избежать искажений объект ставят по центру кадра (или исправляют искажения при постобработке). Для следующих съемок пара планирует использовать 28-миллиметровый объектив.
Планирование съемки
Чтобы хорошо снимать под водой, нужно тщательно спланировать работу и учесть много факторов.
- Чистота воды. Спокойная соленая вода намного прозрачнее пресной. В кажущуюся чистой воду бассейнов добавляют химикаты, негативный эффект от которых можно увидеть уже только на фотографии.
- Волны. Даже если поверхность воды у берега кажется спокойной, в глубине течение может активизироваться.
- Морское дно. Практиковаться в подводной съемке с тяжелым и громоздким оборудованием лучше на мелководье, даже если вы хороший пловец/водолаз. И вы, и ваши модели должны удостовериться, что в состоянии встать на ноги при необходимости. Песчаное дно красиво отражает свет, но в воде больше ила, а скалистое, хоть и встречается в чистых бассейнах, меньше "подсвечивает" снимок и более опасно для перемещения по нему.
- Течение. Его стоит избегать - узнайте заранее, где оно сильнее. Особенно опасно обратное течение - активное и встречающееся у берега.
- Опасная фауна. Поинтересуйтесь, встречаются ли в районе съемки медузы, рыбы-скорпионы, морские ежи - они безвредные, но наступать на них неприятно.
- Экология. Не нарушайте порядок жизни морских обитателей и не мешайте им - если есть сомнения, найдите другое место.
- Время суток. Для съемки с естественным светом подойдет полдень - лучи солнца проникают в воду глубоко.
- Расположение по отношению к солнцу. Подумайте, где оно будет во время съемки, как будет освещен объект, что произойдет с фоном.
- Особенности оборудования. Изучите настройки камеры, расположение элементов управления, освойте заранее все функции техники.
Подготовка оборудования к съемке
В подводной фотографии оборудование занимает важное место, поэтому его нужно готовить заранее, тщательно и без спешки. Смонтируйте бокс и технику в хорошо освещенном месте (не на пляже или в маленькой лодке) - ошибка и, как следствие намокание оборудования, обойдется вам дорого. Проверьте уплотнительные кольца (нет ли в них мусора, повреждений), после смазки удалите все излишки. Почистите порт, особенно внутри, перед тем как поставить камеру и закрыть корпус. Проверьте заранее заряжена ли техника, есть ли там карта памяти.
Чтобы свести к минимуму запотевание корпуса внутрь можно положить влагопоглощающие салфетки. Проверьте, не блокируют ли они управление камерой. Закрыли корпус? Еще раз проверьте все детали, а если в нем есть вакуумный клапан, не поленитесь поискать утечки с помощью насоса с датчиком. Не подставляйте оборудование под прямые солнечные лучи и следите, чтобы не поцарапать его в воде или на берегу.
Настройки
В воде фокусироваться сложнее, чем на берегу, поэтому остановитесь на меньших значениях диафрагмы - например, F8. Для съемки над и под объектом нужна небольшая диафрагма, а скорость затвора должна быть на уровне 1/400 секунды или быстрее, так как под водой сложно оставаться на месте и модели, и фотографу.
ISO установите как можно ниже, так вы сохраните лучшее качество, чтобы минимально редактировать изображение при постобработке. Будет полезной и автофокусировка - установите непрерывный или серворежим, а вот режим непрерывной съемки придется немного перерегулировать. Баланс белого можно устанавливать автоматический. Обязательно снимайте в RAW - для подводных фотографий требуется редактирование, и формат поможет максимально сохранить качество изображений.
Во время съемки
Подготовка облегчает работу, но нельзя недооценивать сложность съемки под водой. Вот несколько советов, которые могут стать полезными:
- помните про обрамление кадра: смотреть одновременно через маску и видоискатель сложно, тем более, если камера находится в корпусе - функция просмотра в реальном времени поможет выстроить композицию, но придется принести в жертву скорость съемки;
- порт сложно сохранить сухим, поэтому намочите его сразу - еще перед съемкой;
- вы и модель будете более "плавучими", чем хотелось бы - чтобы спуститься под воду, воспользуйтесь весами для дайвинга или выдохните воздух, чтобы "пузырьки" в легких не выталкивали вас наверх;
- следите за пузырьками воздуха, выходящими при выдохе из носа - они могут испортить снимок;
- всем нужно расслабиться - любое напряжение, стресс, заметный на лице модели, будут заметны на фотографии;
- помогайте модели следить за выражением лица - например, чтобы на снимке не было "хомячьих щек", которые образуются на вдохе;
- не торопитесь, чтобы не сделать ошибки - при съемке под водой они обходятся дорого и приводят к опасным ситуациям;
- следите за тем, что происходит вокруг вас - чтобы на снимке не было заметно дна или вы не наткнулись на острые камни или кораллы;
- соблюдайте меры безопасности - начните работать на отмели, заручитесь поддержкой спасателя, если получится;
- правильно выберите одежду: она должна быть легкой, не ограничивать движений, не тянуть человека вниз;
- позаботьтесь, чтобы у вас было много питьевой воды, еда и средства защиты от солнца - снимать под водой весело, но это тяжелая и изматывающая работа, в особенности в жаркий день.
Итоги
После долгих проб Анна и Энди, наконец, получили хороший результат. Из более, чем 700 фотографий "потенциал" был лишь у 30, а действительно удачными оказались лишь 10.
Помните - подводная съемка сложна даже для опытного фотографа, она требует практики, планирования и удачливости. Однако, это очень полезный опыт, раскрывающий новые возможности и дарящий много удовольствия от творческих экспериментов.