Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

История фотовспышки. Прыжок в полтора века: от магниевого порошка до электроники

1662

Когда разговор заходит о предках современных фотовспышек, у многих любителей фотографии, да и обычных знатоков истории чаще всего возникает яркая ассоциация: усатый фотограф в котелке, окруженный густым дымом после громкого хлопка, снимает замерших в благоговенье своих моделей. Действительно, фотовспышка прошла долгий путь от неудобного и зачастую пожароопасного инструмента до многофункциональных инновационных систем.

история фотовспышек

Возможности, которые давал этот источник света, были неоспоримы: с помощью вспышки можно сделать технически более качественные фотографии, чем без нее, особенно в условиях искусственного света или недостаточной освещенности (чем, кстати, отличались города и фотоателье, например, XIX века).

flashheader12

Первые вспышки

Первые вспышки были габаритными и сложными в эксплуатации. Прежде всего, стоит разобраться с терминологией и классификацией. Всю историю развития фотовспышек можно условно разделить на три части:

  • период химических вспышек, когда для создания источника света использовались магниевые порошки и проволока;
  • ламповый период начался с изобретения вспышки со сменной одноразовой флэш-лампой, которая получила название флэш-ган вспышки;
  • этап современных многоразовых вспышек с электронным управлением.

В 1863 году в Англии стали производить магниевую проволоку. Уже через год Э.Сонштадт горение магниевой проволоки диаметром 1 мм начал применять для освещения в фотосъемке. Экспозиция длилась около минуты. С тех пор магний в виде проволоки широко использовался фотографами. Метод был популярен до 1880-х. Магниевую проволоку, а позже ленту скручивали в рулон и использовали для фотографирования. Существовали как проволочные, так и ленточные осветители.

Первые фотовспышки вошли в обиход фотографов еще в середине 50-х годов XIX века, когда Генри Тальбот использовал электрическую вспышку (да-да, первой была электрическая вспышка), а чуть позже Бунзен-Роско стал пользоваться горящим магнием для освещения объекта съемки.

Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot; 31 января (11 февраля 1800) — 5 (17 сентября 1877) — английский физик и химик, один из изобретателей фотографии

Уильям Генри Фокс Тальбот (англ. William Henry Fox Talbot; 31 января (11 февраля 1800) — 5 (17 сентября 1877) — английский физик и химик, один из изобретателей фотографии

Само название «вспышка» появилось, благодаря тому, что в середине 80-х годов того же XIX века был изобретен порошковый магний (до этого пользовались сгорающей проволочкой или лентами). Флэш-порошок был проще в использовании, чем проволока, которая сгорала довольно медленно, хотя в процессе получалось довольно много света. Порошок же вспыхивал, за короткое время обеспечивал мягкое, равномерное освещение большой площади и всех объектов, которые попадали в поле действия. С его помощью стало возможным снимать не только статичные объекты.

Роберт Вильгельм Бу́нзен (нем. Robert Wilhelm Bunsen) — немецкий химик-экспериментатор

Роберт Вильгельм Бу́нзен (нем. Robert Wilhelm Bunsen) — немецкий химик-экспериментатор

Таковы первые переносные источники, которые были весьма несовершенны. При сгорании образовывалось много белого пепла, что было совсем не кстати на светском приеме или балу, к тому же неприятный запах, дым и высокая вероятность пожара делали профессию фотографа довольно опасной.

Новый этап развития – флэш-ганы

Магниевые разновидности вспышек не могли синхронизироваться с камерами, поэтому часто требовалось использовать разные приспособления, например, фототросики с двумя концами: один работал с затвором камеры, а второй непосредственно со вспышкой. Несмотря на то, что производные магния до сих пор иногда используются в театральных постановках или при изготовлении фейерверков, он представляет большую опасность. Фотографа, зажигающего смесь (да и окружающих), могло серьезно ранить, обжечь. Более безопасные вспышки, которые были изобретены Кауэном и Бойером на рубеже XX и XXI веков, несколько исправили ситуацию, но окончательно усовершенствовать технологии фотосъемки удалось лишь после создания флэш-ганов.

магниевые вспышки прошлого

Прогрессивный XX век: лампы-вспышки, «луковицы» и все остальное

В середине 20-х годов XX века П.Фиркоттер стал обладателем патента на лампы-вспышки. Сменные и одноразовые, безопасные, они стали новым этапом развития фототехники. В стеклянном баллончике с пониженным давлением (чтобы его не разорвало изнутри) находился магниевый порошок, который загорался от тока (использовалась рядовая батарея), проходящего через проволочку с магниевым покрытием. В 1927 году флэш-ганы были поставлены на потоковое производство (это сделали, по разным данным, General Electric или немцы из Vacublitz).

история лампы-вспышки история лампы-вспышки

После усовершенствований исчезли и дым, и опасность ожогов, вспышки-луковицы стали компактным и удобным приспособлением для создания яркого света. Знаменитые изображения фотографов Золотой эпохи Америки ‒ в широкополых шляпах, с раскладными камерами и круглыми рефлекторами ‒ иллюстрируют, как именно использовались флэш-ганы.

история фотовспышек

Со временем магниевую фольгу заменили тонким проводом, напоминавшим клубок нитей. Конечно, и у них были недостатки: хрупкость, одноразовость, габариты (хотя со временем размер вспышки уменьшился до величины грецкого ореха), поэтому изобретатели не успокаивались и занимались усовершенствованием технологий. Уже в 1931 году была представлена миру первая вспышка электронного типа. Ее создателем стал профессор Г.Эджертон.

Вспышки и современность

Фотовспышки СССР. Каталог. Из коллекции В.Зверева

Еще в 1950-60 годы лампы-вспышки широко использовались фотографами, поэтому компании-производители фототоваров трудились над улучшением функциональности и компактности вспышек. В Kodak разработали вспышки-кубики (flash-cube), в которых было четыре разных источника ‒ проворачивая конструкцию, можно было использовать их последовательно. На основании этой разработки многие компании (в т.ч. и в Советском Союзе), делали flip-flash на 10 ячеек, которые конкурировали с электронными моделями. Но время флэш-ганов практически закончилось.

вспышки-кубики

Электронные вспышки – прогрессивный этап развития

Электронные вспышки дали жизнь двум течениям. Вспышки разделились на студийные и на репортажные. Основное достоинство репортажных – компактность, а достоинство студийных – мощность.

Современные электронные вспышки используются в профессиональных студиях и на улице, любителями и признанными мастерами. Их неоспоримые достоинства многочисленны: возможность синхронизировать с камерой; долгий срок службы, благодаря заполнению ксеноном; сильный, четкий и яркий свет от высвобождаемой конденсатором энергии; простая установка, настройка и прочее, и прочее. Но если прародитель и у студийной, и у репортажной, и у накамерной вспышки был один, то дальнейшие усовершенствования существенно изменили каждый вид.

Удобство с накамерными вспышками

Развитие накамерных вспышек пошло в сторону автоматизации и подстраивания под фотоаппарат. Изначально все вспышки были исключительно ручные, то есть срабатывали, как и моноблоки, один раз в момент открытия шторок фотокамеры. Затем у всех фотоаппаратов появился холодный башмак – обычные салазки, куда устанавливали вспышку, а синхронизация происходила по проводу.

Фотокамеры с холодным башмаком

Фотокамеры с холодным башмаком

После этого был изобретен горячий башмак, который к салазкам теперь имел центральный контакт, с помощью которого удалось убрать «посредника» – провод.

горячий башмак для фотовспышки

Чтобы еще больше облегчить задачу фотографу инженеры придумали автоматические вспышки, которые давали уже два импульса – один для оценки освещенности (экспозицию) и второй импульс непосредственно для вспышки.

Именно на этом этапе развития произошло разделение по системам. Современные накамерные вспышки разных систем (Nikon, Canon, Pentax и пр.) несовместимы с фотоаппаратами других марок. Более того, если взять Sony, то разработчики пошли еще дальше и компания выпускает модели вспышек для нескольких систем, но чтобы знать подойдет ли вспышка, недостаточно знать марку фотоаппарата, надо знать точное название модели и разбираться в совместимости этих моделей. Такой информацией обладают либо специалисты, либо фанаты этой марки.

Практичность студийных вспышек

Студийные вспышки пошли по иному пути развития – в сторону мощности и возможностей по управлению светом. Первыми студийными вспышками были генераторные системы.

Один из первых генераторов Broncolor. Экспонат находится в музее при заводе Hensel (Германия)

Один из первых генераторов Broncolor. Экспонат находится в музее при заводе Hensel (Германия)

Вспышка представляла собой генератор импульса, который накапливал энергию в конденсаторах и по толстому проводу передавал импульс на лампу-вспышку. Но в 1960 году компания Bowens представила на выставке моноблок – разработчикам удалось в относительно компактном корпусе совместить конденсаторные батареи и лампу-вспышку. Это не было революцией в инженерном плане, но сделало доступной работу со студийными вспышками для очень многих пользователей.

Современные фотографы знакомы с двумя основными системами. Первая – уже понятные и простые моноблоки. Хотя и генераторные системы все еще справляются с поставленными задачами неплохо, моноблоки выигрывают за счет простоты и удобства в эксплуатации. Но так как имеют естественные ограничения по мощности (батарея конденсаторов весит достаточно много), профессиональные фотографы применяют в своей работе генераторные системы. Разделение на генератор импульса и лампу-вспышку позволило построить мощную, быструю и долговечную систему, которая основана на том, что очень легкую лампу можно подвесить на стойку или журавль.

Вспышки встраиваются в камеры, с помощью контактов согласовываются с разъемом, а с появлением автоматических моделей и зуммируемых рефлекторов (1990-е гг.) победа закрепилась за электроникой окончательно.

электронные фотовспышки электронные фотовспышки

Перспективность LEDов

LED-вспышки, которые появились относительно недавно, назвать вспышками можно только условно. Скорее – это коротко горящие осветители, которые также могут гореть и постоянно. По своей физике светодиоды не очень мощные, но очень компактные, а потому их часто устанавливают в мобильные гаджеты в качестве вспышки или фонарика.

вспышки на смартфоны

Малое потребление энергии делает LED-вспышки весьма перспективной разработкой, правда пока только теоретической. Пока не выпускают ни фотоаппаратов со встроенной LED-вспышкой, ни накамерных LED-вспышек. Некоторые их характеристики не позволяют работать в сложных условиях. Например, пока не придумали светодиодной вспышки, которая давала бы короткий импульс.

Сейчас уже есть светодиоды, которые близки по спектру к солнечному свету, но они очень дороги, вспышка с применением таких светодиодов, стоила бы в несколько раз дороже обычной импульсной вспышки. Но то, что практически вся энергия светодиода уходит на свет, без потерь на тепло, то, что светодиод более устойчив к механическим воздействиям, так как не содержит хрупкого стекла, делает перспективу очень заманчивой и велика вероятно того, что в ближайшие несколько лет мы увидим первые разработки светодиодных вспышек для фотографов. А так как фотоаппараты уже научились снимать видео и подобный инструмент был бы очень кстати.

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

1662

Полезные статьи

Импульсный свет VS постоянный свет, или Как перевести Джоули в Ватты?
Импульсный свет VS постоянный свет, или Как перевести Джоули в Ватты?
Импульсный или постоянный свет? Вот в чем вопрос. Очень немногие фотографы могут ответить на вопрос ...
импульсный светтеорияэкспозицияпостоянный светвыдержкадиафрагма
1742
Родные братья студийного света Raylab
Родные братья студийного света Raylab
Interfit EX200Ti похож на Raylab Axio2 не случайно. В плане производства между двумя брендами – росс ...
импульсный светбренды
42
Пять самых странных конструкций вспышек по форме и содержанию
Пять самых странных конструкций вспышек по форме и содержанию
Давно уже стала общепринятой форма цилиндра для студийного моноблока и форма молотка для накамерной ...
история фотографиифотооборудование
119
Войти

Продолжая пользоваться сайтом, вы даете согласие на обработку файлов cookie и других пользовательских данных и соглашаетесь с условиями их обработки. Заблокировать использование cookies сайтом можно в настройках браузера