Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Фотолаборатория: советы по тонированию отпечатков

419
советы по тонированию отпечатков

"Старый лес". Тонирование золотом и селеном, амидол-лит печать. Фотограф: Тим Рудман

Тонирование в фотолаборатории является одним из интересных приемов обработки фотоснимков в пленочной фотографии, которое еще называют "красочной монохромностью". С его помощью можно гораздо точнее передать настроение и атмосферу фотографии. Есть способы легкой окраски отпечатков в множество разных оттенков и теплых, и холодных. Также тонированные отпечатки могут дольше храниться и не выцветать со временем.

  • Селеновое тонирование

Легкодоступный и простой в использовании, селеновый тонер продается в виде концентрата для разбавления водой. Он пахнет аммиаком, при его использовании рекомендуется хорошая вентиляция. Промаркируйте разбавленные растворы для возможности их повторного использования. Раньше мастера черно-белой фотографии обычно использовали только селеновый тонер, при этом селен обычно разбавляли 1:20 и применяли в качестве двухминутного заключительного этапа обработки, чтобы увеличить Dmax печати (Dmax - максимальная глубина черного, которую дает бумага). Это придавало яркости и глубины фотоотпечатку, добавляло архивно-защитные свойства без значительных изменений цвета при использовании бумаги холодного тона. В наше время селеновый тонер также используется из-за своих свойств смещения цвета, в основном, в сочетании с бумагой теплых тонов и лит-печатью.

Не существует "правильного" рецепта разбавления для селена. Иногда приводятся цифры "1:20 или слабее для Dmax и 1:10 или сильнее для цвета", но это зависит от типа раствора и бумаги. Помните, что сильные растворы могут быть едкими.

Селеновое тонирование: цвет

Селеновый тонер преобразует серебристое изображение в оранжевый селенид серебра, который противостоит химическому воздействию атмосферных загрязнителей и почти любого химического вещества, используемого при обработке, - факт, которым мы пользуемся при двойном тонировании. Цвет сильно, но неодинаково маскируется окружающими черными серебряными зернами. Цвет на бумаге теплых тонов может сначала "остыть", а затем показать переход к красновато-коричневым оттенкам. Бумаги холодного тона реагируют медленнее и могут переходить в фиолетовые или пурпурные оттенки. Для селенового тонирования хорошо подходит лит-печать.

Селеновое тонирование: сплит-тонирование

Селеновый тонер действует "снизу вверх" - от самых темных тонов до средних и, далее, самых светлых тонов. Это очень полезно, так как позволяет нам извлечь отпечаток из тонера в заданной точке шкалы тонов, быстро перемещая бумагу в проточную воду. Это оставляет неокрашенное серебро доступным для другого тонера при двойном тонировании. Селен безвозвратно все пачкает, поэтому немедленно вытрите пролитые жидкости.

советы по тонированию отпечатков

"Старый западный пирс, Брайтон". Трехцветный принт селен, сепия и золото. Эффект золота после сепии заключается в получении оттенков оранжевого или красного в зависимости от количества используемой добавки сепия. Фотограф: Тим Рудман

  • Золотое тонирование

Золотой тонер дорогой. Бесцветный, без запаха, продается уже в рабочей концентрации. Можно использовать многократно.

Золотое тонирование: цвет

Отпечатки на бумаге холодного тона станут более холодными сине-черными, на бумаге теплого тона дают более сильный синий оттенок, при лит-печати оттенок еще сильнее. Тут может даже отображаться первоначальный красный оттенок, который можно остановить до того, как он быстро пройдет сквозь пурпурные, лиловые и сиреневые оттенки, завершив нежно-голубым с белыми бликами.

Золотое тонирование: сплит-тонирование

Золотой тонер работает "сверху вниз", поэтому следите за светлыми тонами. Предупреждение: на волокнистой бумаге синий цвет усиливается при высыхании. Сплит-тонирование бумаги теплых тонов в сочетании с лит-печатью дают синий на тепло-коричневом сплите.

  • Комбинированное тонирование (дуотон)

После сплит-тонирования селеном золото тонирует не тонированное (более светлое) серебро, давая синий на коричневом. Селен после сплит-золота дает такие же цвета; однако золотой тонер работает, в основном, покрывая серебряные зерна коллоидным золотом. Селен проникает в эту оболочку, превращая ее в серебристо-коричневый и необратимо вытесняя синий цвет. Этого не будет, если тонирование золотом следует за селеном. Золотые тонеры обычно кислые, поэтому селен после золота мгновенно окрашивает плохо вымытый отпечаток. Duo, тонирующий после сепии, превращает цвет сепии в привлекательный диапазон красных или оранжевых тонов - это, зависит от бумаги и используемого цвета сепии.

советы по тонированию отпечатков

'Эвакуационный выход'. Универсальная теплая бумага, селен-сепия-дуотон с короткой отбеливающей ванной. Хоть это тёплая тональная бумага, более холодный цвет достигается за счет увеличения времени воздействия селена на некоторые зерна серебра в средних тонах и использования большего количества щелочной добавки в сепии. Фотограф: Тим Рудман

  • Сепия

Тонеры на основе сепии варьируются от более старых с запахом тухлого яйца до более современных без запаха, на основе тиокарбамида, таких как Fotospeed ST20. Такие тонеры состоят из трех концентратов - отбеливателя, тонера и добавки, которая меняет цвет, производимый тонером. В отличие от "прямых" селеновых и золотых тонеров, этот "непрямой" тонер требует начальной стадии отбеливания, которая превращает серебро в бледно-желтый ферроцианид серебра, который затем превращается в стабильный коричневый сульфид серебра.

Для управления цветом тонера требуется добавление щелочи. Цвет варьируется от желто-коричневого, цвета сепии, средне-коричневого до темно-коричневого. Но такой полный цветовой диапазон дают немногие комбинации бумага/проявитель.

Сепия: сравнение полного тонирования и сплит-тонирования

Отбеливатель работает "сверху вниз". При отбеливании начинают "растворяться" самые светлые области, потом средние, и в конце концов темные. Процесс отбеливания может быть прерван для получения частичного тонирования в светлых или средних тонах, или может быть разрешен переход к темным тонам для получения ностальгически выглядящего коричневого отпечатка с коричневыми "черными" участками. "Медленная" фотобумага холодного тона нуждается тут в более сильном отбеливателе, с более длительной промывкой перед тонировкой.

Сплит-тонирование получается с помощью более короткого времени отбеливания. Эффект может быть очевиден при тонировании до средних тонов, или когда есть только самый слабый намек на тепло на ярких участках, в этом случае для лучшего контроля тона помогает еще больше разбавить отбеливатель. Тут требуются только короткие промывки перед тонировкой. В то время как вы можете рано извлечь отпечаток из отбеливателя, не вынимайте его из тонера до того, как будет преобразован весь менее стабильный ферроцианид. Сплит (т.е. "разделение") контролируется в отбеливателе, а не в тонере, который только тонирует отбеленное серебро, оставляя оставшееся серебро доступным для другого тонера, если это необходимо.

При тонировании сепией всегда есть потеря плотности. Это будет заметнее для слабощелочной смеси желтой сепии, чем для высокощелочной темно-коричневой комбинации. Учитывайте это при печати.

советы по тонированию отпечатков

Что можно и чего нельзя делать в фотолаборатории

  • Обеспечьте хорошую вентиляцию.
  • Держите все в чистоте и следите за тем, чтобы химикаты случайно между собой не смешивались и не загрязнялись. Держите химикаты подальше от еды и питья.
  • Не курите в лаборатории.
  • Не используйте металлические подносы или щипцы, если металл не нержавеющая сталь.
  • Не смешивайте химические вещества разных марок с тонером. Они не всегда одинаковы или совместимы.
  • Не используйте недопроявленные, плохо закрепленные или недостаточно промытые отпечатки.

Что нужно для тонирования

  • Тонеры
  • Лотки
  • Щипцы или нитриловые перчатки
  • Измерительные мензурки
  • Таймер, блокнот, маркер для записей на отпечатках
  • Проточная вода

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

419

Полезные статьи

Галерея современной фотографии Территория +7
Галерея современной фотографии Территория +7
Современный мир фотографии достаточно мобильный и маневренный. В руках творческого человека сосредот ...
фотографысовременникиидеи
234
Мультиэкспозиция. Краткое руководство по созданию необычных фотографий
Мультиэкспозиция. Краткое руководство по созданию необычных фотографий
В данном уроке фотографии мы объясним как правильно использовать эффект мультиэкспозиции и что делат ...
идеиэкспозицияфотоуроки
4206
Заброшенный советский завод «Свема», г.Шостка, или Nostalgia каждого из нас…
Заброшенный советский завод «Свема», г.Шостка, или Nostalgia каждого из нас…
Вряд ли найдется кто-то среди фотографов, у кого не замрет в сладком ностальгическом порыве сердце п ...
история фотографиирепортажная фотографияпленочная фотография
287
Войти