Американец канадского происхождения Дуглас Киркланд (©Douglas Kirkland) - фотограф, который работал чуть ли не со всеми по-настоящему известными киноактерами, популярными музыкантами, моделями и знаменитостями мира культуры и искусства. За 60 лет карьеры ему позировали звезды не просто первой величины, а истинные легенды, и их полный перечень занял бы не одну страницу.
Дуглас фотографировал Коко Шанель в ее ателье на Камбон, 31; Михаила Барышникова у балетного станка; Одри Хепберн на съемках одного из самых знаменитых ее фильмов "Как украсть миллион" и Леонардо Ди Каприо на площадке "Титаника". Благодаря искрящемуся обаянию и бархатистому голосу высокого харизматичного блондина с камерой Марлен Дитрих ослабила свой тотальный контроль над процессом съемки, обнажив свою внутреннюю иронию и бесстрашие, а Элизабет Тейлор смогла отвлечься от депрессии, охватившей ее после смерти мужа.
Портрет Чарли Чаплина работы Киркланда висит в лондонской Национальной портретной галерее, а знаменитый фотопроект When We Were Young, посвященный путешествию фотографа с женой по югу Франции, экспонируется в галереях по всему миру, включая Москву. Даже сейчас, в 83 года (фотограф родился в августе 1934 года) Дуглас полон сил, успешен и активно устраивает выставки, дает интервью и радуется жизни.
Кинематографическое закулисье, рок-сцены, съемочные площадки и знаменитости, знаменитости, знаменитости...
Международная энциклопедия "Кто есть кто" отметила талант и влияние Киркланда, включив его в свои издания. Это один из самых плодовитых звездных фотографов. В его портфолио есть портреты всех ключевых фигур американского и европейского кинематографа, а также мировых звезд музыки и искусства - Энди Уорхолла, Майкла Джексона, Мика Джагера, Стинга, Бьорк и многих других.
С начала 1960-х годов Дуглас был кинематографическим бекстейдж-фотографом и побывал на съемочных площадках почти 200 голливудских фильмов. От легенд 60-х годов "Звуки музыки" и "Космическая одиссея 20012 до блокбастеров 2000-х ("Мулер Руж", "Титаник", "Великий Гэтсби") - везде он фотографировал режиссеров, актеров-звезд и съемочную группу.
Именно Киркланду мы обязаны возможностью видеть Джека Николсона в собственном доме и Джона Леннона на испанских каменистых пустошах, Марчелло Мастрояни и Витторио де Сика за работой и Перис Хилтон на красной дорожке. Однако, своей истинной звездой он называет жену Франсуазу. С ней он познакомился в Париже и с тех пор не расстается. Но, кроме жены, Дуглас признается в любви еще к одной женщине, съемка которой когда-то прославила молодого фотографа.
Журнал Look, нанявший Киркланда на должность штатного фотографа, в 1961 году отправил его на встречу с блистательной звездой - Мэрилин Монро. Съемка, посвященная 25-летнему юбилею журнала, вошла в историю как один из наиболее сексуально заряженных, чувственных и одновременно нежных и поэтичных фотосетов Символа вечной женственности. Как вспоминает сам фотограф, Монро взглянула на него и сказала, что для удачной съемки ей нужны только кровать с шелковыми простынями и бутылка шампанского Dom Perignon.
Они работали наедине, все ассистенты ждали за дверью, а сам фотограф был полностью сконцентрирован только на модели. На снимках Мэрилин выглядит расслабленно, невинно, но в то же время невероятно эротично.
Дуглас называет фотосессию одной из самых любимых работ и до сих пор вспоминает Монро с нежностью, как и другую кинозвезду, с которой когда-то работал - Одри Хепберн. Про всех моделей-актрис Киркланд говорит только хорошее - это часть его профессии и отношения к работе и жизни в целом. Однако, в случае с Хепберн между фотографом, камерой и знаменитостью возникла настоящая химия, из которой родились чудесные снимки и долголетнее сотрудничество. Как говорит фотограф, они работали много, часто и это было превосходно.
Концентрация на модели и уникальный эмоциональный контакт
Легкость и комфортность работы с Дугласом отмечают все его модели. Он концентрируется на человеке так, как будто это главное, что у него есть в жизни. До того, как Киркланд стал популярным штатным сотрудником известного журнала Life и его стиль признали зрители и коллеги, в киносреде были совершенно другие стандарты съемки. Фотографии были продуманы до мелочей, свет был идеальным, модели позировали исключительно в студии. Киркланд снимал принципиально по-другому: не навязывая настроение сцены и позы, помогая личности раскрыться в полную силу.
Дуглас рассказывал в интервью, что всегда совершенствовал навык общения с людьми. Он интересуется моделями, настраивает тонкие связи с ними, слушает и отвечает с помощью своей камеры. Требовательной, амбициозной, постоянно сомневающейся в себе звездной аудитории сложно "раскрываться" перед посторонними, но обаянию Киркланда поддается и она. Важно, что фотограф любит и свое дело, и моделей, хочет, чтобы они вышли на снимках красивыми. Звезды, чувствуют, что могут доверять Дугласу, который не выставит их в нелестном свете.
Чтобы "делать волшебство", Киркланд пользуется цифровой камерой Canon, меняя объективы. Для некоторых портретов он использует широкоформатную технику, но по большей части Дуглас остается верен своему Canon, считая, что хорошо снимать можно с любой камерой.
Первый фотоаппарат Киркланда до сих пор хранится у него дома. Kodak Brownie One 16, с которого он начал "творческий путь" в десять лет, все еще работает, но пленку для него давно перестали выпускать. Сделав однажды семейное фото на Рождество, юный Дуглас больше не расставался с камерой. Канадец, родившийся в Форт-Эри (Онтарио), он в 20-летнем возрасте переехал в США, где стал ассистентом Ирвина Пенна. После фотосессии с Мэрилин Монро фотографа взяли на штатную должность в знаменитый Life.
С 60-х годов Киркланд выпустил несколько проектов-книг - "Легенды" (Legends), бестселлер-фотоотчет со съемок "Титаника" James Cameron’s Titanic, An Evening With Marilyn о фотосессии с Монро, Icons с 66 фото знаменитостей и т.д.
В 1995 году Американское общество кинооператоров наградило Дугласа Киркланда специальной премией за достижения. Сейчас фотограф и его жена живут в Holliwood Hills, у них есть сын Марк (он кинорежиссер) и много планов на счастливую дальнейшую жизнь.