Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Что такое ISO?

5607

ISO_KAPAK

В ISO измеряют чувствительность к свету принимающего элемента. Раньше это была пленка и фотобумага. Для смены ISO требовалось доснимать одну пленку и вставить другую. Сегодня чаще всего в ISO определяют чувствительность матрицы.  В данном материале мы не будем углубляться в технические подробности – как происходит магия смены ISO без смены матрицы, достаточно того факта, что она происходит. И происходит все также – чем большее значение ISO установлено в фотоаппарате, тем меньше света камере нужно для получения правильно экспонированной фотографии.

Давайте немного разберемся – что представляет собой ISO? Это не какая-то величина, которую вычислили научно, это не метр, не килограмм.  ISO – это название стандарта (чтобы было понятнее сравнение, то это как ГОСТ, только международного значения). И в принципе многие фотографы, которые занимались фотографией в конце прошлого века, хорошо помнят пленку, где чувствительность обозначалась в DIN и ASA, а также всегда приводились таблицы для пересчета этих единиц. Сегодня уже достаточно сложно, если еще возможно вообще, найти другой стандарт для светочувствительных элементов, кроме ISO.

В аналоговой фотографии ISO показывает то, насколько чувствительна пленка к свету. ISO измеряется в цифрах (вы наверняка обращали внимание на цифры на коробочке для пленки –  100, 200, 400, 800 и т.д.). Чем меньше число, тем ниже чувствительность пленки.

В цифровой фотографии ISO измеряет чувствительность датчика изображения. К цифровым ISO применяются те же принципы, что и в аналоговой фотографии. Чем меньше число, тем ниже чувствительность камеры к свету, соответственно, тем мельче зерно.

Более высокие значения настройки ISO, как правило, используется, когда не хватает света, чтобы получить более быструю скорость затвора. Например, фотограф, снимающий спортивные соревнования в крытом помещении. Чтобы заморозить движение и получить хороший технический кадр, придется поднять ISO, что, к сожалению, приведет к повышению шума в кадре.

Если посмотреть ниже на тестовые снимки, можно заметить, что фотография слева, снятая при ISO 100, имеет более гладкую поверхность изображения, чем та, которая была снята при ISO 3200.

Различие фотографий с ISO100 и ISO3200

©Darren Rowse Различие фотографий с ISO100 и ISO3200

(Рассмотрите при большом разрешении фотографии ISO100 и ISO3200, найдите для себя отличия, разберитесь, в чем главное.)

При ISO 100 в целом получаются фотографии, которые визуально воспринимаются  как «нормальные», что придает, не смотря на небольшой шум/зерно, прекрасную четкость снимку.

Большинство начинающих фотографов или простых любителей, как правило, предпочитают снимать цифровыми камерами в "автоматическом режиме". При этом камера сама выбирает соответствующие настройки ISO, в зависимости от условий съемки и будет по возможности стараться использовать минимальное из возможных значений.

Многие современные модели даже обычных компактных камер (в простонародье «мыльниц»), оснащены режимом, в котором позволяется фотографу управлять ISO, потому что данный параметр очень важный, и от него зависит техническое качество фотографий, на которое всегда обращают внимание, будь то любители или профессионалы.

Когда начинающие немного осваивают неавтоматические режимы съемки, то обращают внимание, что при изменении числа ISO, меняется значение диафрагмы и выдержки. То есть  ISO воздействует напрямую и на диафрагму, и на выдержку. Даже когда камера автоматически подбирает пару, она анализирует значения и выдает такие, которые необходимы для получения достаточно хорошо проработанного кадра технически.

Например, если в вашей камеры предусмотрены ISO от 100 до 400, вы сможете снимать при более высоких скоростях затвора и/или использовать меньшие отверстия диафрагмы.

При выборе настройки ISO следует задать себе следующие четыре вопроса:

  • Свет. Хорошо ли освещен объект съемки?
  • Зерно. Необходимо ли получить зернистую поверхность изображения, или нужен чистый кадр, без шума.
  • Штатив. Используется ли он сегодня на съемке?
  • Движущийся объект. Производит ли объект съемки движение, или находится в неподвижном состоянии?

Если вокруг много света, хочется как можно более чистый кадр, используется штатив для съемки неподвижного объекта, можно смело использовать самое минимальное из возможных для камеры значений ISO. В результате вы получите великолепно выполненный технический кадр.

Однако, если на улице пасмурно или вечереет, либо вы производите съемку в помещении (что автоматически означает снижение потока света), у вас нет штатива, и вы не можете зафиксировать камеру, чтобы снимая при длительной выдержки, избежать дрожания фотоаппарата от съемки с рук – необходимо повышать ISO. Если ваш объект еще и в движении находится, то как говорят фотографы, ISO придется «задирать» до критических величин. Такое действие позволит вам осуществить кадр с меньшей выдержкой затвора, вполне даже четкий и резкий, но добавит «цифровое зерно». Вот те самые «шумы» и  «крупинки», которыми в первую очередь отличаются снимки, приведенные в самом начале данного урока фотографии для новичков.

Нужен компромисс. Чем больше у вас будет практики, тем четче вы будете понимать какая ситуация требует принятия какого решения.

Ситуации, когда фотографу может потребоваться изменить настройки камеры на более высокие ISO:

  • Спортивные мероприятия в крытом помещении. Объект движется быстро и вы испытываете ограничение по освещению.
©Doug Webb 1/500

©Doug Webb
1/500"
f/2
ISO 3200

©Santiago Bañón 1/100'' f/3.5 ISO 400

©Santiago Bañón
1/100''
f/3.5
ISO 400

  • Концерты. «Плохой» свет для фотографии и запрет на использование вспышки, могут вынудить поднять ISO до максимальных значений, возможных на камере.
©Javier Bragado 1/500'' f/2.8 ISO 1250

©Javier Bragado
1/500''
f/2.8
ISO 1250

 

©Aitor Bouzo 1/800

©Aitor Bouzo
1/800"
f/2.8
ISO 1600

  • Художественные галереи, музеи, церкви и т.п. Существующие правила, запрещающие снимать с использованием вспышки, расстраивают не одного фотографа, поверьте! Но придется смириться. Объект съемки должен быть хорошо освещенным, чтобы у вас получился грамотный технический кадр.
©Timothy Robinson 1/60

©Timothy Robinson
1/60"
f/5.6
ISO 1250

  • Дни рождения.  На самом замечательном празднике, на котором происходит магических ритуал задувания свечей в темной комнате, и который вы можете нарушить, если неожиданно «пыхнете» вспышкой, вам никто и никогда не разрешит ее использовать в темной комнате. Поэтому увеличение значения ISO может помочь все-таки запечатлеть всю сцену.
©Kevin Obosi 1/160

©Kevin Obosi
1/160"
f/1.8
ISO 500

ISO – является важным аспектом в фотографии. Умение управлять им дает больший простор в умении контролировать действия фотокамеры. Экспериментируйте с настройками, смотрите, как изменения влияют на полученные результаты.

И запомните несколько «золотых правил» фотографии для новичков:

  • снимать желательно всегда с минимально возможным значением ISO;
  • как только появляется возможность понизить ISO – сделайте это;
  • увеличивайте значение ISO только тогда, когда это необходимо, например, когда выдержка при низком значении ISO оказывается слишком длинной для нормальной съемки с рук;
  • для использования минимального значения ISO следует максимально открыть диафрагму;
  • если вы снимаете со вспышкой, ISO не должно быть высоким.

И пусть наши нехитрые уроки фотографии помогут вам разобраться с самыми основными техническими настройками фотокамеры. В дальнейшем мы расскажем о том, что такое экспопара, как она связана с ISO, на что влияет и как ее покорить.

По материалам зарубежных источников подготовил С.Заводов

Другие статьи на похожие темы

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

5607

Полезные статьи

Шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме
Шесть вещей, которые вы обязаны знать о диафрагме
Одно из первых понятий, которые узнает человек, когда начинает серьезнее относиться к процессу фотог ...
фотография для начинающихтеория
2157
Как использовать линии в фотокомпозициях?
Как использовать линии в фотокомпозициях?
Одним из мощных методов влияния на зрительское внимание является использование линий в композиции сн ...
теорияфотоурокикомпозиция
1288
Как правильно подобрать систему установки фона
Как правильно подобрать систему установки фона
Прежде, чем купить студийный фон, каждый фотограф задумывается над тем, каким образом его нужно буде ...
система установки фоновфотофонфотостудия
1675
Войти