"Тот, кто всегда начеку, возвращается домой с камерой, полной прекрасных снимков.
А.Л. Сайед
Индия ‒ страна устоявшихся традиций. Не слишком давно полноправно влилась в технологичное общество. И хотя литераторы, гуманисты, лидеры духовных движений из этого государства занимают видное место на мировой арене, немногие индийские фотографы могут похвастаться межнациональной известностью. Один из тех, кто по праву завоевал титул классика не только на родине, но и за ее пределами ‒ Абидмиан Л. Сайед (Abidmian Lalmian Syed).
Мастер работал во многих жанрах. Один из величайших фотографов своего времени пользовался благосклонностью королевской семьи приближенных семейств ‒ Паланпур, Барода и других. Они часто просили Сайеда делать парадные портреты, но гораздо больше внимания мастер уделял обманчиво простым вещам ‒ жизни садовников и крестьян, зарисовкам природы.
Феноменальные образы, созданные фотографом, выдвигали на первый план человеческую сущность, торжество духа над материей. Основные, самые продуктивные годы его работы пришлись на первую половину и середину ХХ века. Он мастерски создавал репортажи о переходе своей страны от аграрного и архаичного быта к званию влиятельной мировой державы.
Абидмиан Л. Сайед много работал в индийском кинематографе, создавал зарисовки и фотоэскизы к ставшим всемирно известным фильмам 40-50-х годов прошлого века. Знаменитый снимок человека с верблюдом на фоне эффектных облаков стал для А.Л. Сайеда «пропуском» в мир высокой международной фотографии ‒ его включали в книги наиболее значимых работ 30-х годов ХХ века, демонстрировали на известных выставках.
Официальный фотограф правящей семьи княжества Паланпур, в котором он родился и провел большую часть жизни, был удивительно скромен, но при этом необычайно талантлив. Рассматривая творчество Сайеда с «технической» стороны, исследователи отмечают его непревзойденное умение работать со светом. Резкие, контрастные снимки, напоминающие о традиционном искусстве теневого театра ‒ визитная карточка фотографа.
Он очень много работал на улицах, поэтому снимки мастера помогают зарубежным зрителям ощутить колорит загадочного полуострова. Смешение очень точно подаваемой эстетики Индии, высокого уровня детализации и таланта доносить до аудитории суть происходящего на снимке ‒ вот основные отличия авторского стиля. Удивительные светотеневые узоры в работах Сайеда соседствовали с четкими, чисто бытовыми композициями: девушка сидит за прялкой, дети играют во дворе.
А.Л. Сайед ‒ дитя своей страны
Классик индийской фотографии появился на свет 2 февраля 1904 года, в деревне, которая находилась в 16 километрах от Паланпура. Там он провел детство. Отец А.Л. Сайеда служил в королевском дворце (тогда Индия была раздроблена на множество независимых княжеств). Впоследствии брат фотографа, а затем и он сам стали официально снимать высшую знать Паланпура и других северных регионов страны.
Повзрослев, Сайед стал путешествовать. Во время поездки в Бомбей (Мумбаи) в 1923 году фотограф сделал снимок закатного неба в Чоупатти, который принес ему первую премию индийского The Illustrated Weekly. В течении нескольких следующих лет работы мастера регулярно публиковались на страницах еженедельника, а с 1925 года он стал сотрудничать и с «толстыми», серьезными журналами. В то время юноша работал со старшим братом ‒ свободным фотографом, а впоследствии официальным корреспондентом паланпурского суд
В отличие от брата, Абидмиан не ограничивался одними лишь портретами, и вскоре (в 1934 году) сделал знаменитое фото «Путешественник Востока, Паланпур», которое привлекло внимание к его таланту постановщика и чуткого жанрового репортера. Фотография мгновенно принесла автору международное признание, а на родине его популярность была такой, что к концу жизни мастера в стране не было, наверное, ни одного печатного издания, где бы не появлялись его работы. Создатель снимка стал лауреатом премии Popular Photography в 1935 году, а его творение включено во все крупнейшие этнические фотоколлекции планеты.
Пик карьеры и глобальное признание
После того, как на Сайеда обрушилась мировая слава, он стал официальным портретистом княжеского двора в родном Паланпуре. За много лет сотрудничества с королевской семьей фотограф создал галерею эффектных парадных снимков, хорошо передающих блеск богатства, уверенность в собственной значимости и социальной роли ‒ все то, что через пару десятков лет уже безнадежно устарело.
Мастер часто использовал фронтальное выравнивание: классические статичные позы и архаичная роскошь обстановки древних дворцов контрастировали с модными нарядами молодых княгинь и принцесс. Сейчас работы «королевского цикла» ‒ являются национальным достоянием, важной, хоть и безвозвратно ушедшей истории Индии.
Связи с высшим светом укрепили репутацию Сайеда, вместе с тем он много снимал простых жителей региона.
Не меньше у фотографа известных пейзажей ‒ особенно его привлекала пустыня. В работах Сайеда вообще очень много «простора» ‒ открытые пространства выступают непосредственными участниками композиции, а не второстепенным фоном. Бесконечные песчаные дюны, ровные площади старинных городов, по которым передвигаются люди и верблюды, горные гряды, уходящие за линию горизонта ‒ все это помогало сделать снимки объемными, драматичными и подчеркнуть фигуры на переднем плане.
Очень хорошо удавалось Сайеду создавать настроение картин: он передавал аудитории ощущение опасности, снимая проходящих по канату людей, и безмятежности, покоя ‒ при репортажах из индуистских храмов.
Вторая половина ХХ века ознаменовалась звездопадом наград ‒ выставки фотографа проходили внутри страны. Одну из них даже открывал президент Индии. Фотоработы выигрывали мировые конкурсы ‒ в 1977 году в Токио ЮНЕСКО присудило Сайеду премию за репортажи.
В 1980 году усилиями старинных коллег мастера ‒ The Illustrated Weekly ‒ в его честь была организована специальная ретроспектива, а в 1984 году фотографа признали одним из десяти самых выдающихся фотографов мира, назначив специальную именную стипендию.
К сожалению, фотограф заболел. Начиная с 70-х годов Сайед страдал от болезни Паркинсона и в конце жизни мог работать совсем мало, превозмогая боль и слабость. Он скончался в 1991 году, до последних дней оставался яркой личностью. Сайед громко выражал недовольство современной индийской школой фотографии, которая, концентрируясь на нищете и страданиях беднейших слоев, забывала о неординарности и самобытности края. Его личная позиция ‒ это выражение глубочайшего сострадания через подчеркнуто нейтральную, лаконичную композицию.
Особенности творческого метода
А.Л. Сайед ‒ фотограф с узнаваемым почерком. Он активно использовал строгую геометрию, выверенный баланс кадра, умел работать с высокой контрастностью и переходами оттенков серого цвета. Практически все работы мастера – черно-белые. Фотомастерство позволяет забыть о технических ограничениях. В его часто асимметричных, четких композициях с хорошо прорисованными углами и выделенным фокусом можно явственно увидеть искусность художника, точный и цепкий глаз, умение подчеркнуть характер персонажей.
Настроение снимков Сайед передавал с помощью света различной интенсивности и теней. В перегруженных городскими зданиями и храмами фотографиях делается сильный акцент на линии, формы, детали фасадов. Очень много автор работал с пейзажами и живой природой. Он был заядлым фотоохотником, восхищался птицами и животными родной страны. А.Л.Сайед фотографировал долины Кашмира, деревенских жителей, но остался в истории мировой культуры не просто профильным этническим автором, а поистине глобальной фигурой.