Антуанетта, или Тони Фрисселл (©Toni Frissell) - фотограф из США, прославившаяся, прежде всего, военной и фэшн-фотосъемкой, а также портретами известных и выдающихся людей в неофициальной обстановке. Она работала с Уинстоном Черчиллем, Джоном и Жаклин Кеннеди, Элеонорой Рузвельт и многими другими знаменитостями. Также фотограф известна активной позицией в отношении места женщин в обществе, и многие ее работы использовались в кампаниях за равноправие по гендерному признаку.
Особый, свободный и лиричный взгляд Фрисселл на моделей и сюжет съемки помог ей быстро добиться успеха в модной фотографии, но она не ограничилась им. Среди современников, да и сегодня, Тони известна по своим фотографиям времен Второй мировой войны. На них устрашающие самолеты и их летчики, медсестры в госпиталях и даже осиротевшие дети сфотографированы с позиций жизнеутверждающего позитива.
Это светлые снимки, которые дарят яркие ощущения, даже если речь идет о лондонском мальчике, вернувшемся с прогулки, и увидевшем, что его дом разрушен ракетой ФАУ-2. На фотографии, которая никого не оставляет безучастным, запечатлен ребенок, держащий в руках игрушку - то немногое, что осталось от его жилища и семьи. Фотографию для своей выставки через много лет использовала корпорация IBM. Мальчик, выросший и ставший водителем грузовика, увидел ее и узнал на ней себя.
У Тони Фрисселл много знаменитых фотографий. Кроме снимка маленького лондонца, ее прославил кадр, сделанный во Флориде весной 1947 года. Поэтичное фото с девушкой, будто парящей в воде, использовалось для оформления музыкальных альбомов Билла Эванса, The Beauvilles, This Ascension и других исполнителей.
Другое известное фото, на котором засняты монашки, собирающие раковины на лонг-айлендской отмели, демонстрирует интерес Тони к портретированию женщин всех профессий, возрастов и социальных групп. На нем фотограф сконцентрировалась еще в 50-х годах ХХ века, пропагандируя свободу от общественных стереотипов. Даже фэшн-съемки моделей в вечерних платьях Тони предпочитала проводить на природе, чтобы заинтересовать женщин и помочь им стать активнее.
Яркая карьера в фэшн-съемке, прерванная ради работы на фронте
В решении "общественных задач" Фрисселл помогал талант и профессионализм. Ее обучал сам Сесил Битон, у которого фотограф в молодости работала ассистентом, а Эдвард Стейхен давал ей практические советы. Находясь среди знаменитых коллег, она впитывала их знания и преломляла через индивидуальный творческий взгляд. Он принес Фрисселл профессиональное признание: в возрасте 24 лет она уже сотрудничала с американским Vogue. После того, как ее заметил директор крупнейшего модного журнала, Тони получила там работу, а через несколько лет уже печаталась в Harpers Bazaar и других гигантах глянца.
Свои работы автор всегда подписывала девичьей фамилией, даже после замужества с Макнилом Бэконом, жителем Манхеттена и убежденным социалистом. Тони и сама была уроженкой Нью-Йорка. Она появилась на свет на Манхеттене, весной 1907 года и прожила в Большом яблоке до смерти в 1988 году. Фотограф, страдающая болезнью Альцгеймера, скончалась на Лонг-Айленде, оставшись в памяти не только выдающимся фотохудожником, но и смелой, самоотверженной женщиной.
Когда началась Вторая мировая война, Тони заявила, что ей "осточертела" фэшн-съемка и решила доказать себе и окружающим, что может быть настоящим фронтовым фоторепортером. Она добровольно вступила в американский Красный Крест, перейдя из него в Восьмую военно-воздушную армию. Как официальный фотожурналист Женского корпуса, она дважды летала в Европу на Западный фронт, где сделала несколько тысяч снимков солдат на передовой, женщин - бойцов и медсестер, а также мирных жителей, пострадавших от ужасов войны. Ее впечатляющие и наглядные снимки широко использовались в пропагандистских целях, в том числе во время борьбы афро-американцев за расовое равноправие.
После окончания боевых действий, Антуанетта Фрисселл-Бэкон (так звучит полное имя фотожурналистки) была уже известным социально-политическим автором. Это позволило ей переключиться на работу с "сильными мира сего". Параллельно Фрисселл сотрудничала с крупными американскими журналами, специализировавшимися на общественной жизни - Life и Sports Illustrated. Став одной из первых (и немногих) женщин, занимавшихся спортивной фотографией, Тони еще раз продемонстрировала готовность преодолевать социальные барьеры и с честью принимать профессиональные вызовы.
Первая в истории штатная женшина-фотокорреспондент Sports Illustrated параллельно исследовала меняющееся отношение общества к роли прекрасного пола. С 1953 года Фрисселл много внимания уделяла репортажной съемке его представительниц из всех социальных слоев. На снимках женщины представлены во всей полноте эмоций, в разных жизненных ситуациях.
За десятилетия карьеры Тони выпустила пять книг с фотоиллюстрациями, в которых были разнообразнейшие снимки - от портретов послевоенных детей-сирот до эффектных фото политических лидеров.
Работа во всех областях удавалась ей одинаково хорошо - это подтверждали современники Фрисселл и признают сегодняшние зрители, с удовольствием знакомящиеся с ее творчеством.