Когда мы говорим о фотографировании небольших сцен природы, то имеем ввиду снимки с объектами, узорами и текстурами, созданными естественным образом. При этом акцент делается на небольшие детали. Такие фотографии в меньшей степени отображают буквальные качества объекта (деревья или растения), вместо этого фокусируются на более абстрактных его качествах.
Одна из радостей фотографирования небольших сцен заключается в том, что подходящие для съемки объекты имеются в большом количестве в любом месте: начиная от заднего двора или местного скверика до самых больших и живописных национальных парков. Это делает съемку небольших сцен более доступной, чем другие виды пейзажной фотографии. Присутствие подобных фотографий в портфолио фотографа добавляет ему глубину, ведь такие снимки, порой, способны рассказать больше о том или ином месте, чем большой пейзаж.
Предлагаем вам несколько советов с иллюстрациями, которые помогут пейзажным фотографам улучшить мастерство фотографии небольших сцен.
Не жалейте время на поиск рисунков, текстур и деталей
Внимательно исследуйте окружающее пространство. Даже такие обычные предметы, как кора дерева или поверхность камней могут стать интересным абстрактным предметом для фотографии, в которой объединяются свет, текстуры, цвета и узоры.
Планируйте приехать к месту будущей съемки на несколько часов раньше до нужного времени. Не вынимая камеру из футляра, побродите минут тридцать и просто попытайтесь определить потенциальные подходящие для съемки небольшие объекты. Посмотрите вверх, посмотрите вниз и найдите детали, большие и маленькие. Приглядитесь к узорам на деревьях, рассмотрите кору, форму кроны деревьев, а также формы и узоры листьев или иголок. Потратьте время на изучение разнообразия растений. Исследуйте скалы в этом районе. Они могут быть покрыты разноцветным лишайником или иметь интересную фактоуру. Поищите интересные условия освещения.
Выделите время для эксперимента и не спешите
Можно оттачивать свои навыки фотографирования небольших сцен, проводя много времени в местном ботаническом саду. Тут вы можете много экспериментировать, узнавать, что работает и не работает.
Если вы находитесь в поле в ожидании заката или после восхода солнца, вы также можете потратить время и сделать снимки небольших сцен, ограничившись одним или двумя фокусными расстояниями, которые не часто используете (попробуйте 50 мм, 100 мм и 200 мм). Выберите один или два предмета и сделайте много разных фотографий.
Процессы заката и восхода солнца идут быстро, а фотографирование небольших сцен часто является медленным и созерцательным процессом. Требуется время, чтобы увидеть и изучить детали данного места. Будьте готовы не спешить и попробуйте поэкспериментировать с различными техническими подходами, в том числе с различными фокусными расстояниями, малой и большой глубиной резкости, а также с разной выдержкой при работе с движущимся объектом, таким, как вода.
Используйте небольшую глубину резкости
В пейзажной фотографии четкость всего поля изображения почти всегда считается ключевым техническим требованием. Преодоление этого мышления - один из самых важных навыков в развитии лучшего восприятия для небольших сцен, особенно при фотографировании на близком расстоянии естественных объектов, таких как растения. Со 100-миллиметровым макрообъективом при наименьшей диафрагме (f/2,8) и наименьшем расстоянии фокусировки глубина резкости невероятно мала, а это означает, что многие элементы объекта будут не в фокусе. Это отсутствие фокуса может помочь создать абстрактный образ, который вы не можете видеть своими глазами.
Обратите внимание на эту серию фотографий. На первый взгляд объект съемки кажется немногим больше, чем трава. Подбираясь ближе и используя очень малую глубину резкости (например, f/2.8 или f/4.0 в зависимости от объектива), можно сделать многие элементы растения не в фокусе, что позволяет сфокусироваться на линиях, очертаниях и цветах этого растения. Серия из шести файлов показывает пример того, как крошечные изменения глубины резкости и точки фокусировки могут полностью изменить характер получаемой фотографии. При фотографировании объектов такого типа перемещение точки фокусировки чуть-чуть в каждом направлении помогает получить много разных видов одного и того же объекта.
Обратите внимание на фото из этой серии в верхнем ряду посередине. Изгибы привносят элегантность в образ, очень приятны мягкие цвета, и почти нет отвлекающих факторов. Некоторые другие фотографии также имеют свои сильные стороны, но не настолько хороши, а некоторые фотографии имеют некоторые непривлекательные элементы (см. нижнюю среднюю фотографию).
Не используйте штатив
Штатив - важный инструмент для фотографирования, но он может помешать при поиске небольших сцен. Бывают случаи, когда штатив необходим при использовании меньших значений диафрагмы для большей глубины резкости, но для начала стоит исследовать объект без штатива и держать камеру в руках при съемке. Это дает свободу передвигаться, лежать на земле. В естественных условиях свет часто бывает достаточно ярким, чтобы получить хорошие результаты, когда вы держите камеру в руках и фотографируете с прикрытой до f/22 диафрагмой.
Если нужно сфотографировать что-то с большей глубиной резкости, начните без штатива. Попробуйте снимать под разными углами, почувствовать, насколько близко нужно находиться к объекту, делайте несколько пробных снимков перед настройкой. Этот подход позволяет больше экспериментировать, избавляет от разочарований от необходимости неоднократно исправлять неудобные настройки.
Некоторые совсем крошечные объекты, такие как маленькие растения, имеют всевозможные интересные детали, и устранение отвлекающих факторов может помочь в создании более выразительного изображения. Поэкспериментируйте с фотографированием небольшого объекта прямо на минимальном расстоянии фокусировки объектива. Чтобы продемонстрировать, как сближение может устранить отвлекающие факторы, упростить композиции и трансформировать скучный предмет, посмотрите на снимок того же типа растения.
Любой свет может быть хорошим
Пейзажные фотографы слегка снобы, которые даже не пытаются вытащить фотокамеру из сумки, если свет не выглядит многообещающим. А для небольших сцен все виды освещения могут быть продуктивными, и, если ваш объект достаточно мал, вы можете легко настроить нужный свет с отражением и тенями.
При поиске небольших сцен для фотографирования рассмотрите такие варианты освещения:
- прозрачность: свет, проникающий сквозь объект, например, полупрозрачные растения или волны
- отраженный свет: красочный свет от источника света отражается на ваш объект, например, как закатный свет, отражающийся на влажную поверхность - песок или камни
- подсветка: свет, который идет сзади вашего объекта, часто освещая его края
- боковой свет: свет, падающий на объект со стороны, например, когда солнце низко в небе. Этот вид света может подчеркнуть текстуры и добавить глубину
- мягкий плоский свет: непрямой свет, который может минимизировать тени, блики и сильный контраст
- прямой свет: сильный, иногда резкий, свет, который может подчеркнуть контрасты, блики и тени
Ищите плоские объекты
Довольно просто добиться резкости при меньших значениях диафрагмы, таких как f/22, для плоских объектов, которые лучше всего получаются с большой глубиной резкости.
Найдите плоский объект, установите камеру в той же плоскости, что и этот объект (чтобы сенсор был параллелен плоскости объекта). После того, как вы настроите камеру, используйте совместно просмотр с зумом в реальном времени и предварительный просмотр глубины резкости для проверки и настройки фокуса , это может помочь создать качественные и четкие файлы.
Лучше обрабатывать в графическом редакторе очень хорошие файлы, чем пропускать съемку, потому что не хочется тратить время на постобработку. Можно использовать оба подхода - создать один файл с небольшой апертурой и создать набор файлов для простого подбора глубины резкости, чтобы можно было выбрать лучший вариант позже.