Не получив поддержку со стороны семьи Сол Лейтер (Saul Leiter) приложил много усилий, чтобы развить свой творческий потенциал. Слава к фотографу пришла неожиданно, когда ему было уже более 70 лет. Однако он к ней никогда и не стремился. Сол получал удовольствие от процесса. Сегодня его работы, выполненные в жанре уличной фотографии, узнаваемы во всем мире.
Детство и юность фотографа
Появился на свет будущий мастер фотографии в роддоме Питтсбурга 3 декабря 1923 года. Родители Сола принадлежали к ортодоксальным евреям. Никто не стремился развивать у мальчика незаурядные творческие способности. Отец видел в своих трех сыновьях будущих раввинов. Осваивать азы теологии Сол принялся в 12 лет и через некоторое время поступил в духовную школу, располагающуюся в Кливленде.
Наряду с изучением теологии у мальчика начал проявляться интерес к живописи. Сол решил попробовать свои силы и приобрел тюбики краски, из-за которых случился его первый серьезный конфликт с отцом. Непонимание родителей не остановило увлекшегося творчеством Пикассо, Вюйара и Боннара юношу. Он рисовал самостоятельно, совершенствуя мастерство с каждой новой работой. Со временем Сол начал выставлять свои полотна на небольших выставках, а ближе к 1945 году они появились в питтсбургской галерее, что являлось причиной постоянных конфликтов с родными. Работы вполне успешно продавались.
Мама, которая не разделяла интересов сына, все же решила, что юноша сможет совмещать работу раввина и занятия живописью. Руководствуясь этими мыслями, втайне от родственников она подарила Солу его первую фотокамеру. Отец же постоянно настаивал на том, что сын должен оставить увлечение живописью. Последней каплей стала вышедшая в газете заметка о выставке юного и талантливого художника, спровоцировавшая грандиозный скандал. Сол собрал вещи и уехал в Нью-Йорк совершенствовать свое мастерство. На тот момент юноше только исполнилось 23 года.
В будущем у него не получилось наладить отношения с отцом, а в глазах близких он на всю жизнь оставался чудаком. Однако Сол смог реализовать свой творческий потенциал и оставить след в истории.
Приход Сола Лейтера в мир фотографии
Оказавшись в Нью-Йорке Сол быстро обзавелся друзьями. Особое влияние на становление гения уличной фотографии оказала дружба с Юджином Смитом, занимающимся фотографией, и художником Ричардом Пузетт-Дартом, создававшим полотна в стиле абстракционизма. Смит подарил новоиспеченному товарищу камеру, с которой Сол начал познавать искусство фотографии.
Увлекся фотосъемкой Лейтер в 1949 году. На тот момент все снимали на черно-белую пленку. Солу удавалось запечатлеть необычные кадры. Он не только ловил удачный ракурс. В его коллекции можно найти работы, на которых запечатлены образы сквозь запотевшие стекла. Также завораживала юного фотографа игра теней. Солу помогали создавать необычные работы туман и снегопад, грибной и проливной дождь. Он не стремился передать точную картину происходящего. Лейтер отдавал предпочтение абстрактным работам, которые порождают в голове зрителя сомнения по поводу увиденного.
В 1953 году некоторые снимки фотографа были представлены на выставке в одном из Нью-Йоркских музеев, где их заметили специалисты, работающие в журналах Vogue, Esquire и Harper’s Bazaar. Они предложили Солу сотрудничество, которое длилось 20 лет, однако особых успехов за это время фотограф не добился.
Место цветной фотографии в творчестве Лейтера
Сол Лейтер чувствовал, что сможет реализовать свой творческий потенциал в цветном фото. Однако цветная пленка стоила дорого, да и среди фотографов бытовало мнение, что подобные снимки хороши только для рекламных буклетов. Но это не остановило Сола, который в 1950-х годах начал экспериментировать с фотографиями в цвете. Из-за трудного материального положения первое время он использует просроченные пленки.
После распечатки снимков Лейтер заметил, что дефекты пленки только усиливают впечатление, придают абстракции снимкам, делая их еще более привлекательными. Также в этот период фотограф пытался сочетать фотографию и живопись, искусно нанося на свои работы мазки красок. Снимки широкой публике представлены не были. Изредка Сол показывал их друзьям.
В это же время приобретает популярность такой жанр, как уличная фотография. Работы, отображающие послевоенную нищету и страдания людей, приносят некоторым авторам хорошие гонорары. Однако Лейтер никогда не стремился запечатлеть людское несчастье. Он всегда говорил о том, что счастье - это более глубокая эмоция.
Сол бродил по улицам в поисках красивых кадров, которые радовали бы глаз. Он не рассчитывал зарабатывать на этих своих фотоработах. Фотографу было достаточно гонораров, которые он получал от коммерческих съемок для журналов и продажи картин.
Неожиданная слава
На работы малоизвестного на то время фотографа Сола Лейтера обратил внимание Г.Гринберг. Их пути случайно пересеклись в 1998 году. Говард поинтересовался, есть ли у Сола еще какие-нибудь снимки. Тот предоставил ящики с пленками, после проявки которых Гринберг нашел множество неординарных и заслуживающих внимания работ. На предложение опубликовать их скромный Лейтер согласился неохотно. Однако выставки принесли ему огромную славу. На тот момент Солу уже было около 75 лет, а в возрасте 89 лет гениальный фотограф ушел из жизни.
Каждая из работ Сола - это загадочная история. В его коллекции представлены снимки, в которых главные объекты, в отличие от второстепенных, остаются вне фокуса. С точки зрения композиции такие фотографии неправильны, однако они завораживают. Вертикальная фотосъемка - еще одна отличительная черта работ Лейтера. Большинство фотографов того времени предпочитали делать снимки в горизонтальном формате.
Из творческого наследия, кроме бесчисленного количества фотографий, остались 3 книги о гениальном уличном фотографе и биографический фильм.