Mail Facebook Instagram ВКонтакте Twitter Живой Журнал Telegram
 

Про качество света в пейзажной съемке

Фотограф-профессионал Рик Келлер (Rick Keller) рассказывает о том, что означает качество света в пейзажной фотографии, а также о различных сценариях, в которых фотограф может использовать свойства света для создания определенного эффекта.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Nikkor 24-85 мм F/3,5-4,5 G ED VR

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D5000, Nikkor 55-200 мм F/4,0-5,6 G ED VR

При создании пейзажной фотографии важно подходить к качеству света с учетом двух взаимосвязанных свойств: направленности и цветовой температуры. Направленность света определяет важнейшее качество теней, контрастности и текстур в пейзаже. В свою очередь, тени - это то, что создает глубину, форму и размерность в сцене, а также может  вызывать настроение и эмоции.

  • Рассмотрим простой лист мятой бумаги. Если мы изменим направление света, повлияет ли это на внешний вид?

Про качество света в пейзажной съемке

Лист освещается исключительно потолочной лампой накаливания. Направленность этого света более или менее равномерна, но не полностью. Как видите, есть тени, которые придают видимость формы, размера и текстуры, но эффект не является убедительным.

Если отрегулировать освещение, оставив верхнюю лампу накаливания включенной и поместив ее перед объектом, непосредственно за объектом и с обеих сторон, то по сравнению с предыдущим изображением, этот объект станет безжизненным и скучным.

Про качество света в пейзажной съемке

Давайте оставим бумагу освещенной только с левой стороны под низким углом. Источник света теперь является однонаправленным и смещается по объекту под небольшим углом, мы можем видеть более длинные тени, больше формы и контуров, больше текстур и есть ощущение глубины.

Про качество света в пейзажной съемке

Давайте осветим бумагу только лампой сзади под небольшим углом (т.е. с подсветкой).

Про качество света в пейзажной съемке

С одной стороны, остаются длинные тени, что означает, что мы можем оценить те же физические атрибуты (форма, текстура, глубина), а также наблюдать драматизм в фотографии. Разница в том, что сам "ландшафт" изменился из-за изменения направления теней. Вместо того, чтобы длинные тени отбрасывались перпендикулярно оси объектива, теперь тени отбрасываются к объективу.

Тени теперь более скрыты, почти так же, как тени были скрыты в первых двух примерах, когда были заполнены более равномерным освещением. Теряется большая часть физической глубины, текстур, форм и настроения, которые были заметны при боковом и заднем освещении.

Про качество света в пейзажной съемке

По сути, переднее освещение аналогично свету, который используют многие фотографы-портретисты, а именно переднее рассеянное освещение (то есть "освещение бабочка"), чтобы скрыть дефекты на коже лица. Для фешн-фотографов это качество света может быть тем, что нужно; но для фотографа-пейзажиста регистрация подобных "дефектов" - необходима.

Тени и контраст являются важным визуальным сигналом для человеческого разума в восприятии формы и глубины в трехмерном пространстве. Качество света, хорошо подходящее для пейзажной фотографии, - низкий угол, однонаправленный боковой или задний свет.

Боковое освещение

Однонаправленность этого света прекрасно создает заманчивые тени, текстуры и форму, а также придает сцене трехмерность и настроение.

Рассмотрим следующую пейзажную сцену, где падающий солнечный свет проникает под небольшим углом, почти перпендикулярным оси объектива.

Про качество света в пейзажной съемке

Икеда Анба 4×5, Nikkor-SW 75 мм f/4,5, Ilford HP5 Plus, Wratten

Как хорошо видно тени в песке, листве и в скалах из песчаника создают иллюзию глубины, а также множество интересных текстур.

На следующей фотографии, сделанной во время прогулки по высокогорьям Исландии, свет падал под небольшим углом, почти перпендикулярным оси объектива. Тени и контрасты были заманчивыми, как и чувство размерности и текстуры.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Voigtander 40 мм f/2 SL II

Как можно увидеть, свет проникает через гору под низким углом и перпендикулярно объективу. Обратите внимание на направление теней, общий контраст и грубые текстуры на снегу и скале.

Про качество света в пейзажной съемке

Мамия 7II, 210мм f/8, Kodak T-Max 100, Wratten

Подсветка

На следующей фотографии песчаных дюн свет проникает через пейзаж сзади под небольшим углом, отбрасывая тени к объективу. Как и в случае бокового освещения, этот свет волшебным образом выявляет текстуры песка и прекрасно подчеркивает форму и контуры, благодаря взаимодействию теней и бликов.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Nikkor 28-300 мм f/3,5-5,6 G ED VR

Силуэты

На следующей фотографии силуэты сосен на фоне лучезарного заката создали живое и романтическое настроение.

Про качество света в пейзажной съемке

Икеда Анба 4×5, Kodak Wide Field Ektar 100 мм f/6,3, Fujichrome Velvia 100, 81C

Точно также на следующей фотографии сочетание глубоких теней и ярких бликов создает глубину и эмоции, а подсветка, скользящая по нижней части облаков и поверхности океана, - заманчивые текстуры.

Про качество света в пейзажной съемке

Мамия 7II, 43мм f/4.5, Fujichrome Velvia 50, 85C

Просвечивание

Классический пример - теплое и яркое свечение солнечного света осенью, как показано на следующей фотографии.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Nikkor 28-300 мм f/3,5-5,6 G ED VR

Переднее освещение

Направленность света, идущего из-за фотографа, эффективно скрывает тени от объектива, что для фотографа-пейзажиста вовсе не желательно. Скрытые тени лишают сцену формы, глубины и текстур, что приводит к плоскому изображению.

Однако есть три сценария, в которых переднее освещение может потенциально использоваться для создания привлекательной пейзажной фотографии. Первый сценарий, когда солнечный свет, в частности, на раннем восходе и на позднем закате освещает отдаленную структуру.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D3s, Nikkor 50 мм F/1,8 D

Второй сценарий - съемка радуги.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Nikkor 28 мм F/2,8 AIS

Третий сценарий состоит в том, чтобы захватить тени, отбрасываемые объектом, который расположен непосредственно за камерой, чтобы создать интерес на переднем плане в сцене.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D3s, Никкор 24мм f/1,4G

Ровное освещение

Из-за рассеянного характера этого освещения большая часть теней в ландшафте заполнена. Это приводит к относительно низкому контрасту и плоскому физическому и эмоциональному виду, как показано на следующей фотографии. По этим причинам Рик обычно избегает такого типа освещения при фотографировании пейзажей, если в самом ландшафте нет ничего необычного или уникального.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Voigtländer 40 мм f/2 SL II

Потенциальным преимуществом рассеянного равномерного освещения в процессе визуализации может быть захват яркости цветов у растений и цветов, особенно при освещении яркого пасмурного неба (между f/5,6 и f/8).

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon FM3a, Nikkor 28-70 мм f/3,5-4,5 D, Kodak Ektar 100, 81A

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D5000, Микро Никкор 60мм f/2.8G

Полуденный солнечный свет

Проблема с этим типом не однонаправленного освещения в том, что отбрасываемые тени относительно короче, более резкие, темные и обладают меньшим количеством текстурных деталей, чем более длинные, мягкие и насыщенные деталями тени однонаправленного света.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon FM3a, Nikkor 28-70мм f/3,5-4,5 D, Fujicolor Superia XTRA-400, 81А

Золотой час

Найти этот свет очень просто: вскоре после восхода солнца и незадолго до заката. Продолжительность каждого "часа" может варьироваться в зависимости от вашего местоположения относительно экватора Земли. Этот свет может похвастаться однонаправленностью, которая необходима для создания длинных теней, раскрытия текстур и придания пространству масштаба.

Про качество света в пейзажной съемке

Nikon D800, Nikkor 28-300mm f/3.5-5.6 G ED VR

Цветовая температура

Цветовая температура представляет из себя интересное физическое свойство света, которое определяет взаимосвязь между температурой источника излучения и цветом света, который излучает источник. В цветной цифровой фотографии цветовая температура света часто является синонимом принципа, называемого балансом белого.

Цветовая температура солнечного света циклична в течение дня, будучи низкой (т.е. визуально теплой) на рассвете, постепенно повышаясь к середине дня (т.е. становясь визуально более холодной или нейтральной), а затем постепенно снижаясь к закату, после чего резко возрастает в сумерках.

Подпишись на нашу группу в Телеграм