Есть много вариантов освещения, которые вы можете использовать при портретной съемке. Освещение "Рембрандт" и "Бабочка" - это две классические схемы, которые легко настраиваются и дают отличные результаты в большинстве случаев. Конечно, можно попытаться создать фантастическое портфолио, используя всегда одну и ту же схему освещения, но всегда полезно прокачать свои навыки работы со светом и научиться использовать разные модели освещения в портретной съемке в любое время.
Статья познакомит вас с широким и коротким светом и объяснит, когда и зачем их использовать, и чего ожидать в результате. Эти схемы света достаточно просты, но могут поначалу показаться запутанными. После того, как вы разберетесь с материалом, умение настроить освещение станет мощным умением, которое поможет формировать свет и настроение на фотографиях.
Что такое схема освещения?
Давайте начнем с самых основ. Схема освещения - это любая именованная структура освещения, которая дает вам конкретные результаты. Существует достаточный список этих установленных схем, которые вы можете изучить, помимо тех вариантов, которые обсуждаются в нашей статье. К ним относятся такие, как Рембрандт, Бабочка, Сплит, Крест, Ракушка и многие другие. Эти схемы освещения применимы как к естественному, так и к искусственному свету, поэтому с точки зрения условий съемки не имеет значения, чему вы отдаете предпочтение.
Широкий и короткий свет
Иногда понятия "широкий" и "короткий" в контексте освещения могут сбивать с толку. Для простоты, представьте, что лицо модели слегка повернуто в сторону от вас. Теперь оно имеет две стороны, разделенные носом. Ближайшая к вам сторона лица - широкая, потому что вы видите ее больше, чем другую. Другая сторона, самая удаленная от вас, - это короткая сторона.
- При широком освещении свет в первую очередь попадет на широкую сторону (или ближайшую к вам) лица модели.
- При коротком освещении свет в первую очередь попадет на короткую сторону (или самую дальнюю от вас) лица.
Вот и все.
Широкое освещение
Когда вы решите осветить широкую сторону лица, это значительно повлияет на ваше изображение:
- широкое освещение визуально расширяет лицо;
- широкое освещение обычно оставляет короткую сторону лица в тени (в зависимости от расположения источника света);
- широкое освещение обеспечивает большую контрастность, чем некоторые схемы освещения, такие как, например, Бабочка.
В каких случаях это следует использовать
Поскольку широкое освещение имеет тенденцию визуально расширять лицо, схему света нужно использовать, когда вы фотографируете узколицых моделей. В случае, когда у объекта съемки лицо широкое само по себе, то широкий свет может сделать его визуально еще шире, чего, естественно, следует избегать.
Если вы хотите убрать акцент с какой-то части лица модели, расположите человека так, чтобы ненужное находилось с той стороны лица, которая будет освещена коротко.
Как настроить широкий свет
И хотя нет единого способа настроить широкое освещение, предлагаем вам освоить основной метод, с которого можно начать.
Как и на приведенной выше схеме, свет нужно установить под углом в сорок пять градусов от объекта съемки. Убедитесь, что лицо модели находится вдали от источника света. Да, это действительно так просто! Запомните, что вы можете контролировать переход от светлой области к теневой, меняя расстояние света от объекта и используя различные модификаторы.
Следующие шаги
Схемы освещения являются отправной точкой. Это не игра с нулевой суммой. Чтобы улучшить эффект широкого света, не стесняйтесь экспериментировать с заполняющим освещением. Вы можете использовать отражатели или второй источник света, чтобы усилить тени и уменьшить контраст на изображениях для получения более лестных портретов. И наоборот, вы также можете выделить тени и контраст для более темных и смелых снимков. Лучший совет в этом случае - это точно определить, какой результат вы хотите получить, прежде чем начать.
Короткое освещение
Если сначала осветить короткую сторону лица, получаются следующие эффекты на снимке:
- короткое освещение визуально сужает лицо модели;
- короткое освещение бросает широкую сторону лица в тень;
- короткое освещение обеспечивает высокую контрастность и идеально подходит для изображений в низком ключе. Эта схема также полезна, когда вы хотите создать изображения с большой глубиной;
- короткое освещение может быть использовано, чтобы скрыть недостатки объекта съемки.
Как настроить короткий свет
К слову сказать, что нет единого способа настроить схему короткого освещения.
Начните с размещения источника света под углом 45 градусов к объекту, как вы это делали в случае настройки широкой схемы освещения. На этот раз пусть лицо объекта съемки будет повернуто к свету. Если у вас есть моделирующий свет, или вы используете естественный, внимательно наблюдайте за бликами на объекте. Перемещайте свет или объект, пока самая яркая часть лица модели не станет короткой стороной.
Совет: если у вас возникают проблемы с тем, чтобы разглядеть контраст, попробуйте прищуриться. Сложно сказать, почему это работает, однако это так. Прищурившись, намного легче увидеть контраст в кадре своими глазами.
Вот и все. Хотя короткое освещение немного сложнее, чем широкое, эту схему все же достаточно легко выучить. Как только вы ее освоите, все будет проходить естественно и непринужденно.
Следующие шаги
Поскольку короткое освещение ориентировано на тени, вам почти наверняка захочется использовать заполняющий свет для управления контрастом в обычных ситуациях. В этом случае вы можете поработать с отражателем. Но если тени достаточно глубокие, можно попробовать настроить экспозицию заполняющего источника света на три ступени меньше, по сравнению с ключевым (основной источник света), чтобы сохранить тени с гарантией сохранения детализации.
Заключение
Вы познакомились с двумя базовыми, но мощными схемами освещения, которые теперь можете использовать для создания смелых динамических портретов. Экспериментируйте с расстояниями между вашим светом и объектом и испробуйте как можно больше различных техник заполняющего освещения. Как только вы усвоите основы и захотите чего-то по-настоящему сложного, сможете легко подключить к работе короткое освещение и создавать светлые яркие изображения.