Зимняя фотография сопряжена с рядом проблем. Условия для съемки могут быть суровыми, но ваши снимки и должны это отражать. Они будут выделяться и передавать особенные эмоции. Перед вами руководство профессионального фотографа Спенсера Кокса (Spencer Cox), которое охватывает все, что нужно знать, чтобы получать отличные снимки в зимнюю пору.
Проблемы с оборудованием
Использовать фотоаппарат на морозе непросто, и чем больше температура падает, тем сложнее становится. С точки зрения эксплуатации, самая большая проблема - работать с камерой в перчатках. В зависимости от вашей камеры может быть проще или сложнее установить правильные настройки, если пальцы «ловкие», будто прихватки.
Некоторые фотографы используют перчатки без пальцев (или трансформируемые), чтобы обойти эту проблему, но это работает только в умеренно холодных условиях. Если на улице так холодно и ветрено, что слезы замерзают еще в глазах, перчатки без пальцев представляют из себя слишком большую опасность обморожения. Нет лучшего способа обойти эту проблему, кроме практики и, по возможности, использования штатива.
Но перчатки и камера, которые вы выберете, действительно имеют некоторое влияние на конечный результат, поэтому, если приходится много заниматься зимней фотографией, принимайте решения с учетом этого. Берите с собой несколько карманных грелок, чтобы согревать руки.
Помимо соображений простоты использования, большинство камер изначально не рассчитаны на съемку в особенно холодных условиях. Типичный диапазон температур составляет от 0 до 40C для усовершенствованной зеркальной или беззеркальной камеры.
В большинстве случаев вы можете использовать камеры в гораздо более холодных условиях, чем это, прежде чем они начнут выходить из строя. Не все функции будут работать так же хорошо, как обычно, но этого следовало ожидать. Батареи не хватит на такой срок, и велика вероятность, что максимальная частота кадров в секунду упадет. Но для того, чтобы повредить большинство камер на рынке, требуются гораздо более ужасные низкие температуры.
Тем не менее одна вещь, с которой вы определенно должны быть осторожны, - это влажность. Если вы принесете холодную камеру в теплое помещение, да даже занесете ее в палатку или машину, она быстро запотеет. Это будет мешать делать снимки, особенно если испарина снова замерзнет, когда вы вынесете фотоаппарат на улицу. Лучше всего оставить камеру в сумке, когда заходите в дом, чтобы она могла медленно нагреваться. В очень холодных условиях вы можете поместить камеру в герметичный пластиковый пакет, прежде чем приносить ее внутрь помещения.
На фотографии выше, сделанной в ночное время, вокруг луны видны странные блики, потому что из-за замерзшего дыхания фотографа объектив запотел.
Измерение и экспонирование снега
Кажется, что правильная выдержка в снежных условиях вызывает сильную головную боль. Естественно, что при ярких засветах снега требуется немного больше усилий, чтобы не высветлить объект больше, чем следует. И сцена, заполненная снегом, действительно может обмануть экспонометр, заставив его постоянно недоэкспонировать (хотя современные камеры в этом улучшаются). Но, в конце концов, оптимальная выдержка в снежных условиях точно такая же, как и обычно. Ваша цель - уловить как можно больше света, не засветив важные блики. Просто следите за гистограммой и, возможно, просматривайте свои фотографии немного чаще, чем обычно.
Астрофотография зимой
Один из жанров фотографии, который может быть удивительным зимой - это астрофотография. Хотя само ядро Млечного Пути обычно более заметно летом, другие небесные объекты выглядят намного лучше зимой.
Очевидный пример - полярное сияние (северное и южное сияние). Они значатся в списках желаний многих фотографов по понятным причинам, и зима, как правило, лучшее время, чтобы их увидеть. Это потому, что вам нужно темное небо, чтобы видеть огни, а в местах около полюсов (где полярное сияние наиболее интенсивно) не видно большой темноты до середины осени и позже.
Наряду с этим, даже обычное наблюдение за звездами может выиграть от более низкого уровня влажности в воздухе, когда становится холодно. Одна из самых неприятных вещей, которую можно увидеть при астрофотографии - это тонкая дымка или туман, они портят ваши фотографии.
Из-за туманного горизонта здесь было сложно запечатлеть множество звезд, несмотря на то, что снимок сделан в полночь. Холодный воздух просто не может удерживать столько влаги, как теплый. И так как зимой темнеет раньше, это означает, что вам не нужно ложиться спать очень поздно, чтобы любоваться звездами.
Вы можете делать длинные интервальные снимки и снимать звездные дожди зимой. Длинные промежутки темного времени в сутках дают вам больше гибкости.
Фотографии животных и дикой природы
Многие животные переживают зимние месяцы под землей и не так активны, как в остальное время года. Некоторые, однако, предпочитают снег, и их зимние занятия может быть очень интересно задокументировать.
NIKON D7000 + 105 мм f/2,8 @ 105 мм, ISO 800, 1/500, f/2,8. Январская дикая природа в национальном парке Эверглейдс, Флорида
Конкретные миграции в вашем регионе, конечно, будут отличаться. Но даже в самых холодных местах обычно есть дикие животные, которые можно снимать. Когда есть возможность, вы можете добавить к изображениям дикой природы еще одно измерение, которое не все видели раньше. Если вы фотографируете дикую природу в снежных условиях, это по своей сути делает ваш объект живым и впечатляющим (особенно в суровую погоду).
Миграция песчаного журавля, начало марта, долина Сан-Луис, Колорадо
Зимние абстракции
Ледяные пузыри создают красивые объекты, а текстуры, которые можно запечатлеть крупным планом, часто получаются очень хорошими. Вы даже можете сделать макрофотографии сосулек или супермакрофотографии снежинок. Зимой существует множество возможностей для абстрактной работы.
Nikon F100, Kodak Tri-X 400
Эмоции зимы
Для начала, во многих случаях снег безликий. В горном ландшафте летом могут быть скалы, трава и пруды, которые привлекают внимание. Зимой все эти объекты могут быть скрыты под снежным покровом. Это дает вам возможность делать фотографии с негативным пространством, которые передают пустоту, изоляцию, одиночество и т.д.
Поскольку снег обладает отражающей способностью, он имеет тенденцию имитировать цвета света и тени. На закате и восходе солнца это часто приводит к атмосферному контрасту синего и золотого цветов, который привлекает внимание.
Умиротворение и спокойствие также можно передать зимой, благодаря тому, что снег так хорошо отражает свет заката/восхода солнца. Это напряженные, часто хаотичные сцены, и их эмоции хорошо сочетаются с суровыми условиями вокруг.