Чаще всего фотографы студийное освещение ставят на стойки – это просто, дешево и понятно. Стойки можно разместить в любой точке помещения, а при переезде расположить их без проблем на новом месте. Но когда речь идет о стационарной фотостудии, приходится задумываться о более удобной и рациональной системе установки. И в первую очередь студийщики рассматривают подвесную потолочную систему. Подвесная потолочная система позволяет разместить все необходимое оборудование на потолке.
Конструкция
Конструкция подвесной системы может быть разного вида. Чаще всего на потолок стационарно устанавливают направляющие рельсы, а через двойные каретки на них крепят подвижные рельсы.
На подвижные рельсы устанавливают одинарные каретки, которые позволяют передвигать оборудование по подвижной рельсе. Именно на эти каретки крепят пантографы или штанги, которые дают возможность поднимать и опускать осветительные приборы.
Направляющие (стационарные) рельсы необходимо укреплять на расстоянии двух метров и параллельно друг другу. И если используется самый простой набор из четырех рельс, каждая из которых по 3 метра, то получается охват территории 3х4 метра. Именно поэтому одни производители пишут, что система 3х4 метра, а другие, что 3х3 метра. Но при этом – это практически одинаковые подвесные потолочные системы.
Для крепления пантографов к рельсе используется каретка с адаптером. Адаптер на каретке того же диаметра, что и на стойках – 16 мм. Можно подвесить осветительный прибор сразу на каретку, но это будет не так удобно в пользовании, как если оборудование прикрепить к пантографу.
Стандартный пантограф (на жаргоне иногда называемый гармошкой) представляет из себя достаточно сложную конструкцию. Внутри него расположен подпружиненный тросик, с помощью которого прибор легко поднимают вверх. Там же есть незаметный рычажок с трещоткой, которая не позволяет пантографу распрямиться под собственным весом.
Чаще всего в фотографии применяются стандартные рельсы, а потому рельсы многих систем совместимы и взаимозаменяемы. Но на рынке представлены еще и рельсы, которые отличаются от стандартных по толщине. Лучше всего проконсультироваться со специалистами магазина Фотогора, если вы решили приобрести что-то нестандартное, вам помогут разобраться совместимые ли детали и аксессуары между собой.
Вариации использования стандартной конструкции
Кроме стандартной системы, когда рельса подвешивается на рельсу, существует еще вариант, при котором используется только одна стационарная рельса с установленным на ней пантографом. К такому варианту обычно прибегают, если нужно, чтобы прибор располагался вдоль стены или вдоль фона.
В студиях, где снимают стандартные вещи, пантограф могут установить прямо на потолок с помощью пластины с адаптером. Если в помещении подвесной потолок (например, армстронг), к которому нельзя прикрепить рельсы, используют специальные удлинители для потолочной системы.
Преимущества потолочной подвесной системы
Потолочная система позволяет повысить уровень комфортности работы в студии до небывалого, ведь приборы подвешены в воздухе и не мешают передвижению, их перемещение осуществляется движением одного пальца и можно не бояться, что оборудование упадет, если кто-то задел провод, да и сами провода зачастую крепят к рельсам с помощью специальных держателей проводов, а не оплетают всю студию паутиной.
Недостатки
Есть два основных недостатка у подвесных систем – дороговизна и стационарность. Подвесная потолочная система дороже обычных стоек. Хотя, если учесть, что у системы возможности регулировки света такие же, как у журавлей (студийных кранов), то разница в цене будет не такой уж ощутимой.
Стационарность влияет на возможность снимать в другом помещении. Перенести потолочную систему сложно, так как необходимы монтажные работы. Работы достаточно несложные: крепление рельсы к потолку происходит с помощью крепежных пяток и не требует высокой точности. Тем не менее, крепление на потолок довольно габаритных рельс – задача не самая легкая физически.
Подвесная потолочная система позволяет работать с подвешенным на ней световым оборудованием, используя пространство от самого пола до потолка. Всегда есть возможность расположить осветитель прямо над снимаемым объектом. Можно подвешивать не только осветители, но и отражатели. Подобное применяется в европейских специализированных фотостудиях – там закрепляют на потолке огромный отражатель для съемки автомобилей. Собственно, никак иначе, кроме как к потолку, нельзя было бы прикрепить отражатель размером 3х4 метра.
Но самая главная возможность, которую дает подвесная система фотографам – возможность работать быстрее и безопаснее!