Хотите начать заниматься пленочной фотографией, но не знаете как? Давайте посмотрим на ваши возможности.
Несмотря на то, что прошло много времени с тех пор, как современные цифровые фотоаппараты вытеснили пленочные с рынка, у аналоговой фотографии все еще есть свои истинные сторонники. И даже в последнее десятилетие наблюдается целый бум на классическую фотографию. Аналог становится модным - прежде всего среди молодого поколения энтузиастов, которые не выросли в эпоху пленки, что делает такую съемку еще более винтажной и по-своему очаровательной для них.
Зачем сегодня снимать на пленку?
Многие наверняка называют растущую популярность аналоговой съемки среди молодежи чем-то хипстерским и желанием выделиться из толпы. Однако, правда немного сложнее. Цифровая камера позволяет легко делать тысячи снимков. Но сколько из них окажется где-то еще, помимо нетронутой папки на вашем диске? Сколько из них имеют больше нескольких часов славы в социальных сетях?
Пленочная съемка восстанавливает более личное отношение к фотографиям, а также необходимость тщательно думать обо всем процессе и снимать внимательно. Возврат к аналогу является выражением более широкой тенденции к росту - ощущения перенасыщенности современными технологиями и стремления заменить мимолетное виртуальное количество физическим, постоянным качеством. Для новичков съемка на пленку также является отличным способом изучения основ: вы можете использовать свой опыт с аналогом, когда работаете с цифровой камерой.
Найдите камеру
Купите фотоаппарат и пленку. Это на самом деле просто. Короче говоря, ваш выбор - зеркальные камеры и мыльницы. Удобны в использовании старые камеры, так как они не нуждаются в батареях, поэтому готовы к работе без лишних забот. В интернет-магазинах секонд-хенд их просто полно; нужно только выбрать. Или проверьте чердак бабушки и дедушки.
Как выбрать пленочную камеру?
Однообъективные зеркальные камеры (SLR – single-lens reflex camera) основаны на наклонном зеркале, которое проецирует реальное изображение из объектива в видоискатель. Они, вероятно, по-прежнему наиболее популярны, и для них доступно множество объективов и аксессуаров. К ним относятся старые зеркальные фотокамеры Nikon и Canon и более экзотические примеры, такие как старые камеры East Bloc Praktica и Zenit.
Двойные зеркальные камеры (TLR – twin reflex camera) оснащены видоискателем, на который вы смотрите сверху. Они используют две линзы: одна проецирует изображение в видоискатель, а другая используется для экспонирования. Вы можете знать культовый немецкий Rolleiflex, Autocord Minolta 50-х и 60-х годов или, например, чехословацкий Flexaret.
Пленочные мыльницы механически проще. Видоискатель не связан с объективом, и поэтому смотреть в него нужно, скорее, для ориентировки. Существуют бесконечное количество моделей с разным уровнем качества, а некоторые даже продаются в антикварных магазинах за несколько долларов.
Купите пленку
Вы не можете купить пленку сегодня на каждом углу, но все равно можно найти фотомагазин, в котором будет продаваться фотопленка с широким выбором брендов и типов.
Выбрав между цветным и черно-белым изображениями, подумайте, в каких условиях вы планируете снимать. Выберите ISO, исходя из этого. В то время как цифровая камера позволяет устанавливать ISO по мере необходимости, в случае с аналоговой фотографией, оно жестко установлено выбором используемой пленки.
Попробуйте разные типы и найдите тот, который подходит лучше всего. Пленка различается по тому, как передает цвета, а также по контрасту, зернистости и т.д. В Интернете полно образцов изображений, поэтому не придется делать этот выбор «вслепую».
Пленка покрыта фотоэмульсией - раствором галогенида серебра, защищенного слоем желатина. Он же и определяет светочувствительность, оптическое разрешение и контрастность.
Чтобы получить негатив, пленку сначала поддают короткому облучению, после чего обрабатывают раствором химикатов - ее проявляют (главное, вовремя прервать этот процесс). После этого его промывают и высушивают.
Далее из негатива получают позитивное изображение: негатив накладывают на специальную фотобумагу и подвергают воздействию света, то есть экспонируют светочувствительный материал сквозь него (контактная печать). В процессе печати соотношение между светом и тенью инвертируется, и таким образом получается изображение, отвечающее действительности. Эта инверсия получается за счет того, что наиболее освещенными участками фотобумаги получаются те, которые находятся под светлыми областями негативного снимка (поскольку свет, и это очевидно, легче проходит сквозь его светлые участки, нежели темные).
А теперь снимайте!
С аналоговой фотографией все совсем не так, как с цифровой. Во-первых, пленка не позволяет вам "обманывать". Вы должны знать, как работать со скоростью, диафрагмой, глубиной резкости и ISO пленки. Забудьте о мгновенной обратной связи с вашими фотографиями. Это не моментальный процесс.
Но пленочное фото тоже может что-то прощать. Благодаря большому динамическому диапазону картину сложнее испортить. В общем, пленка ведет себя особенно хорошо при ярком освещении, и вызвать засвет (переэкспонированные пятна) не так легко, как при использовании цифровой камеры.
Совет: вначале запишите настройки камеры после каждой сделанной фотографии. После того, как вы поснимаете, эти «EXIF-данные» ручной работы помогут вам понять, как работает камера и на что обращать внимание в следующий раз.
Также учитывайте, что пленочную фотографию лучше переэкспонировать - с ней попросту сложнее получить засветы. Проще будет снизить экспозицию позже. В цифровой же фотографии лучше делать наоборот. Недоэкспонирование сцены позволяет вытащить детали из тени.
Вы должны признать, что вы, вероятно, испортите каждое фото на своей первой съемке. Но это только часть процесса. Совершенствуясь благодаря практике, с каждым новым негативом вы будете лучше и быстрее пользоваться камерой, и ваши результаты будут все интереснее. Съемка на пленку качественнее научит вас, как различные параметры влияют на окончательное изображение.
Фотографии сделаны. Что теперь?
С пленкой вы, в общем-то, можете сделать две вещи:
- проявить негативы и, возможно, напечатать сами фотографии;
- оставить процесс проявления фотолаборатории и отсканируйте негативы или попросите их подготовить печатные версии.
Проявление дома - достаточно большая тема для отдельной статьи. Но вам не нужно бояться этого. Проявление черно-белой пленки дома – это недорогое и простое занятие по своей сути. И оно также позволяет испытать весь процесс от помещения пленки в камеру до сушки окончательного печатного снимка. Изучив основы, вы можете погрузиться в более сложные эксперименты с различными типами проявления, фотобумаги и ретуширования.
Но поначалу, вероятно, будет наиболее целесообразно, чтобы ваша пленка была проявлена в лаборатории, где специалисты могут отсканировать негативы. Затем вы cможете работать с изображениями на компьютере. Вопрос в том, должны ли фотографии на пленке быть отредактированы на компьютере или оставлены так, как они получились изначально на камере... решение остается только за вами.