А вам часто задают вопрос: «Зачем тебе такая дорогая фототехника?» Профессиональный фотограф сделал ряд снимков и рассказал, как он шел к результату, который ему понравился. Давайте посмотрим в чем, собственно, заключается разница на что снимать – на смартфон или с помощью зеркального фотоаппарата с хорошей оптикой?
Не смотря на то, что у опытного фотографа наверняка имеется хорошая камера и оптика, иногда удобно иметь под рукой маленький фотоаппарат в качестве записной книжки. Ведь даже занимаясь профессиональной фотосъемкой не всегда есть возможность постоянно носить с собой зеркалку, а интересные сюжеты и красивые этюды попадаются почти каждый день.
Из-за доступности компактов и достаточно высокого (для большинства моделей) качества изображения, многие люди не понимают, зачем нужна профтехника и/или почему при определенных обстоятельствах стоит пользоваться услугами профессионального фотографа.
Раньше все было понятно. До появления минилабов (начало/середина 90-х) профессионал и просто опытный фотолюбитель обладал 100% монополией на получение изображения. Когда появились первые компактные фотоаппараты ситуация немного изменилась, но все равно, для получения гарантировано качественного изображения нужно было идти к профи.
В качестве ремарки: у большинства людей были мыльницы стоимостью от 10 до 30 долларов. Эти аппараты, ввиду конструктивных особенностей (пластиковый объектив, отсутствие автофокуса) давали условно качественное изображения только при очень хорошем освещении и только при печати фотографий размером не больше 10х15 см.
Часто говорят: «профи и консервной банкой снимет… техника не важна…» и т.д. Зная тонкости работы модели фотоаппарата или смартфона опытный фотограф будет снимать так, чтобы использовать возможности своей техники на 100%. Но, например, каким бы не был профессионалом тот же охотник, он вряд ли пойдет на медведя с обычной двустволкой. Под каждый случай нужен свой калибр. С фототехникой все обстоит точно так же.
Приведенные ниже снимки хорошо показывают различие картинки, которую получили с зеркальной камеры и с помощью смартфона, а так же наглядно демонстрируют, как минимальные знания основ получения изображения позволяет улучшить снимок без каких-то манипуляций с изображением.
Я не снимаю предметку или натюрморты, но эта веточка меня чем-то зацепила. Обратил на нее внимание, наверное потому, что мы обычно видим только ягоды или, к примеру, уже готовое варенье из них. Граненый стакан я взял из-за фактуры. С налитой водой он превращается в призму. Такая ваза подойдет почти любому букету. Поставив готовый «букет» на окно и сделав первый кадр, получил в итоге совершенно не то, что рисовало изначально мое воображение. Почему?
Фото 1. iPhone 4S
Во-первых, в смартфоне установлена широкоугольная оптика, которая к тому же имеет достаточно большую глубину резкости. Другими словами, резким будет не только тот предмет, что я фотографирую, но и все, что находится на заднем плане. Когда мы снимаем на отдыхе своих друзей или какие-то пейзажи – подобная глубина резкости несомненный плюс. Все, что попадает в кадр – точно будет резким. Но не для моего случая. Чтобы отделить передний план от заднего, я выбрал другой ракурс.
Фото 2. iPhone 4S
Но полученный результат меня тоже не устроил. Задний план, конечно, вышел уже не такой активный, но все равно достаточно хорошо читается. Решив не останавливаться на достигнутом, я переместился на балкон со своей композицией.
Фото 3. iPhone 4S
На мою удачу в этот момент выглянуло солнце. Освещение буквально оживило картинку. Световой контур вокруг ягод и веточки визуально отделил объект съемки от заднего плана. Веточки в стакане перестали выглядеть черными палками. Да, задний план все еще достаточно активный, но в целом снимок преобразился. Сравните с Фото 1. Все фотографии сделаны на смартфон. Знание элементарных правил работы со светом позволило мне из ничего получить приятную для глаз картинку.
Фото 4. iPhone 4S
На 4 фотографии я попробовал сделать чуть более крупный план, чтобы убрать или сделать менее заметным провод на заднем плане. (Сравните Фото 3 и Фото 4.) Но, как говорится, выше головы не прыгнешь и сделать фотографию еще красивее, используя смартфон, вряд ли уже получится.
На моей рабочей фотокамере почти всегда установлен объектив 85 мм. С ним я и продолжил эксперимент. Скомпоновав кадр таким образом, что солнце-букет-объектив находились на одной линии, получил «воздушный эффект». Благодаря тому, что у меня на камере был установлен длиннофокусный объектив, я смог отделить передний план от заднего, сделав его практически нечитаемым.
Фото 5. Sony SLT-A77
Шестой пример я сделал с помощью телеобъектива с настройками для макросъемки. Просто захотелось проверить объектив и посмотреть насколько эффективно он размоет задний план.
Фото 6. Sony SLT-A77
Посмотрите внимательно на приведенные примеры. Можно смело утверждать, что разница между зеркальной и компактной камерой такая же большая, как между этими двумя снимками, хотя сделаны они были в одно и тоже время, в одном и том же месте при одинаковых условиях.
Делайте выводы, выбирайте инструменты для фотографий обдуманно. Удачных вам фотосессий.
Алексей Щетинщиков, фотограф alivefoto.ru