Mail Facebook Instagram ВКонтакте Twitter Живой Журнал Telegram
 

Меланхолия, драма и сюрреализм в фотографиях Грегори Крюдсона

Грегори Крюдсон (Gregory Crewdson) — современный фотограф, живущий и работающий в Нью-Йорке, известный своими сложными постановочными работами в кинематографичном духе. Фотографии автора очень узнаваемы — только он создает на снимках специфические, граничащие с сюрреализмом сцены из жизни маленьких американских городков. Фотограф помещает обыденность в странную, поистине «хичкоковскую» обстановку, окружая пригороды мрачной, отстраненной природой, тщательно работая со светом, цветом и подробностями картины.

Photo by Gregory Crewdson

Работы Крюдсона похожи на заготовки сценария для хоррор-фильма, настолько велик в них нарративный, смысловой потенциал и концентрация драматичных эмоций. Фотохудожник невероятно скрупулезно выстраивает каждый кадр, тщательность постановочного процесса поражает всех, кто за ним наблюдает. Широкая аудитория тоже может это сделать: в 2012 году Бен Шапиро снял об авторе документальный фильм, где показал всю «кухню» Крюдсона от начала и до конца.

Photographer Gregory Crewdson

Кропотливая работа фотографа вознаграждается признанием зрителей и коллег. Его снимки находятся в крупнейших профильных музеях мира, от лондонского «Виктории и Альберта» и нью-йоркского MOMA до общественных собраний в крупнейших городах Америки, и Европы. Работы Грегори Крюдсона включены в экспозицию Музея Метрополитен, Смитсоновского института в Вашингтоне, ему присуждена медаль Скоухегана за вклад в фотоискусство и стипендия фонда А.Сискинда. Выпускник Йеля, фотограф возглавляет в нем фотографическую аспирантуру — он работает директором направления в Школе искусств университета.

За более, чем 30 лет творческого пути Крюдсон создал целый мир — на его фотографиях он живет собственной жизнью, поневоле «затягивая» всех зрителей в свои призрачные, отчужденные и странные декорации.

Кинематографическое влияние и узнаваемый стиль «мрачного сна»

Photographer Gregory Crewdson

Грегори Крюдсон работает в специфической традиции, много взявшей у классического кинематографа — той его ветви, которую создали Хичкок, Дэвид Линч и, в определенной степени Стивен Спилберг. Также на творчество автора оказали сильное влияние документалисты — Уильям Эгглстон, Уокер Эванс. Необыкновенное сочетание кинематографического ощущения мрачного, «вязкого» сна и детально проработанных подробностей, присущих документальным фильмам, дает особый эффект — границы между вымыслом, постановкой и реальностью исчезают.

Крюдсон также вдохновляется творчеством известного эссеиста и философа Ральфа Уолдо Эмерсона и эксцентричной Дианы Арбус, чьи фотографии Грегори впервые увидел в десятилетнем возрасте. Его отец, нью-йоркский психоаналитик, привел мальчика на выставку, которая стала для него невероятным эстетическим переживанием, одной из отправных точек формирования стиля и побудила выбрать карьеру фотографа. До сих пор Крюдсон называет Диану Арбус источником вдохновения, наряду с фильмами «Головокружение», «Синий бархат», «Сейф» и картинами художника Эдварда Хоппера.

Фотограф перенял их мрачное одиночество в сочетании с идеально выставленным освещением. На его снимках предметы интерьера из типовых американских домов соседствуют с обветшалой меблировкой пригородных мотелей, а модели, изредка позирующие в этих неуютных декорациях, выглядят потерянными, как будто навсегда застывшими в ландшафтах.

Ощущение сюрреалистичной оторванности от повседневности, пребывания «вне времени» создается путем очень напряженной работы. Крюдсон сотрудничает с большими съемочными группами — как в классическом кинопроизводстве. Его фотографии год за годом становятся все более сложными, наполненными деталями. Сгущенные краски, сложнейший световой рисунок, который создается оборудованием для киносъемки, тоже «работают» на создание сумрачной, тревожной атмосферы. Зрители как будто слышат жуткую тишину, ощущают холод заброшенных комнат и пустынных авеню. Как говорит сам фотограф, его интересует построение на снимках отдельного мира — гротескного, но точного отражения нашей действительности.

Карьера длиной в три десятилетия

Будущий фотограф родился в Бруклине, в 1962 году, и первоначально выбрал для обучения Государственный университет Нью-Йорка, где его преподавателями были Лори Симмонс и Ян Гровер. Позднее он поступил в Школу искусств Йеля, которую окончил в 1988 году. Став магистром искусств в области фото, Крюдсон параллельно с работой начал преподавать — сначала в Sarah Lawrence, Cooper Union, и колледже Вассар, а затем в Йельском университете. С 1993 года фотограф работал на своем факультете, а затем стал профессором и директором аспирантуры в Школе искусств.

Photographer Gregory Crewdson

Параллельно с учебой фотограф играл в панк-рок группе The Speedies. Одна из песен, Let Me Take Your Photo, стала для автора «пророческой». Через много лет история композиции получила интересное продолжение — ее позаимствовали в Hewlett Packard для рекламы цифровых фотокамер.

Как профессиональный фотограф Грегори Крюдсон работает с середины 80-х годов ХХ века. Ретроспектива 1985-2005 годов отражена в отличном иллюстрированном издании, выпущенном немецким издателем Хатье Канцем. Самыми известными работами автора стали серии — масштабные «полотна», на которые уходило много времени. На одну из наиболее известных, «Под розами» (Beneath the Roses), ушло почти десятилетие. Вместе с фотографом над ней трудилась команда из более, чем 100 человек. Именно об этом проекте снят документальный фильм Бена Шапиро.

Photographer Gregory Crewdson

Другие широко известные серии фотографий Крюдсона — яркиое «Настоящее чудо», «Дом мечты» со сложными и загадочными перспективами, драматичные «Сумерки», «Святилище», в котором кинематографичные сцены переносились в обычную жизнь. Проект «Светлячки» интересен концентрацией эмоций, которые оттеняет нарочито простой свет. Самая новая серия Крюдсона, «Собор из сосен»,  была продемонстрирована в 2016 году в Нью-Йорке. В ней 31 фото, снятые в Массачусетсе, в одном из сельских округов и вдохновленные нуар-эстетикой и атмосферой современного скандинавского кино. Выставку дополняет иллюстрированное издание с эссе Александра Немерова, которое выпустило издательство Aperture.

Грегори Крюдсон продолжает активно работать — выставляется в Европе, Австралии. Новой Зеландии и США, принимает участие в фестивале, который курирует Дэвид Линч. В Америке его официально представляет галерея Luhring Augustine, в Великобритании — White Cube. О фотографе снимают новые документальные фильмы — например, в 2017 году был выпущен «Там, но не там», о художественном процессе съемки и актерских работах в нем.

Photographer Gregory Crewdson

Весной-летом 2019 года прошла выставка Крюдсона в Португалии, зимой открывается экспозиция в американском Коннектикуте, где выставляются снимки из коллекции Bank of America. Фотограф продолжает работать над новыми проектами с узнаваемой эстетикой, не перестает экспериментировать и исследует искусственность современного образа жизни — не только в родной Америке, но и в мире.  

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Подпишись на нашу группу в Телеграм