Мартин Парр (©Martin Parr) - ведущий фотохудожник и фотожурналист Великобритании, фотограф-документалист с мировой известностью. Он прославился не драматичными съемками военных конфликтов, а уличными и повседневными зарисовками, созданными с истинно английским чувством юмора - сдержанным, но точным и беспощадным ко всем. Проникающий в суть вещей взгляд автора помогает ему показывать будничную человеческую жизнь с новой, неожиданной стороны - ироничной и зачастую нелицеприятной для моделей.
Оригинальный стиль и смелый сатирический фоторепортаж
Парр подчеркивает "обывательский" дух фотографий с помощью цвета и техники. Он всегда снимает со вспышкой, на малоформатную камеру, с близкого расстояния, отчего снимки выходят яркими. Оттенки на них сочные, даже крикливые, а модели выглядят карикатурно. Еще в начале 80-х годов фотограф перешел на цветную пленку, а с появлением цифровых камер сразу "переключился" на них. Из всего отснятого материала он оставляет не больше одного-двух процентов - остальные кадры идут в утиль. Умение работать, не покладая рук, и быть к себе строгим принесло Парру многочисленные фотонаграды, его работы разместили несколько десятков музеев по всему миру.
Безжалостный ко всем слоям общества, фотограф не "подкрадывается" с телеобъективом из-за угла, не работает на расстоянии, а подходит к сцене как можно ближе и делает кадр в открытую. Большинство моделей не замечают Парра (или делают вид, что не замечают), кто-то ухмыляется, кто-то с удовольствием позирует. Он, не боясь, подходит к людям, притворяясь, что направляет камеру в сторону, а затем резко поворачивается и делает нужный кадр. Небольшое мошенничество, но результат того стоит.
За смелость взглядов Мартин Парр часто подвергается критике задетых его творчеством зрителей. Его первая фотокнига The Last Resort ("Последний приют"), прославившая фотографа, вызвала скандал - настолько ярко и беспристрастно на фотокартинах в ней было изображено британское общество времен правления Маргарет Тэтчер. Сегодня книга - раритет, востребованный у коллекционеров по всему миру, а ее автор заслуженно носит звание современного классика и ведущего представителя стрит-фото.
Серия работ, сделанных в период от 1983 до 1985 года, сильно повлияла на направленность европейской уличной съемки и на современное искусство в целом. Выход эссе сопровождался шквальной критикой. Высказался даже сам Анри Картье-Брессон, назвавший снимки "сделанными со злобой, презрением и без чувства юмора". Однако, это был беспристрастный фоторепортаж, не приукрашенный для рекламного буклета - грязный и замусоренный пляж с не самыми совершенными отдыхающими.
Показ самодовольства, консюмеризма и однообразности жизни англичан критики называли жестокостью и вуайеризмом, но также и блестящей, талантливой сатирой. Газета The Guardian включила серию фото, сделанных в Нью-Брайтоне, в список тысячи произведений искусства, который должен увидеть каждый.
Но Мартин Парр известен не только одним эссе. У него вышло около 20 книг, где представлены снимки на множество тем - это и натюрморты с едой (не самой изысканной), фото влюбленных, детей, пожилых людей, автопортреты. Все они объединены узнаваемым стилем фотографа - британским "до кончиков ногтей".
"Я - настоящий британец"
Так говорит о себе сам фотограф, и это видно по его работам. Продолжатель сатирической английской традиции, как истинный житель Британии, Парр безупречно профессионален и всегда отстаивает независимую точку зрения. Его мастерство признало ведущее мировое фотоагентство Magnum. В 1994 году оно приняло Мартина в свои ряды, несмотря на сопротивление многих членов.
Провокационный стиль фотографа идет несколько вразрез с привычной агентству направленностью - остросоциальным, серьезным репортажем. Но умение точно выхватить детали, поймать в объектив композицию, передающую суть и несущую зрителю провокационное, но ясное послание - это "дух Magnum", как он есть. Сегодня в архиве агентства более 25 тысяч работ Парра.
Мартин Парр говорит, что его фото - это исследование и общественного, и собственного лицемерия. Он показывает аудитории "картинку", и сам смеется над ней и над собой. В объектив фотографа попадают скучающие туристы, отдыхающие у моря обыватели, жители современных английских городов - такие, как и он сам. Мартин считает, что британцы, самоироничные и в целом справедливые, умеют посмеяться над собой и не обижаются на фотографа.
Оригинальный стиль Парр вырабатывал с детства. Родился фотограф в 1952 году в настоящей английской глубинке, графстве Саррей. Вв подростковом возрасте увлекся фотосъемкой и после окончания школы уехал изучать фотоискусство в Манчестер, в университет Метрополитен (тогда он назывался Политехникум). После окончания учебы стал профессиональным фотографом-документалистом, параллельно занимался преподаванием и курировал выставки по всему миру. С конца 90-х годов Мартин занялся съемкой документальных фильмов, не переставая делать до десяти фотопроектов в год.
Сегодня Парр - профессор фотографии и фоторепортер с очень плотным рабочим графиком, что не мешает ему оставаться весельчаком и проводить много времени с семьей. Он коллекционирует фото начинающих и перспективных авторов, почтовые открытки, публикуя собрания в арт-альбомах.
У Мартина Парра постоянно проходят выставки в Европе и США, несколько лет назад он приезжал в Минск, был в России и других странах. Он основал фонд, который помогает сохранять наследие английских фотографов, снимающих жизнь и природу на британских островах. Сегодня Мартин Парр - один из самых известных фотохудожнков мира, и он продолжает радовать поклонников самобытным стилем и новыми работами.