Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века

1353

Маргарет Бурк-Уайт (Margaret Bourke-White) без малейшего сомнения можно отнести к легендам фотографии. Она была первопроходцем в огромном количестве областей — первой женщиной, снимавшей на боевой операции, первым западным фотокорреспондентом, допущенным к работе в СССР. Ее работы хранятся в американской Библиотеке Конгресса, а также многочисленных музеях — Бруклинском, Кливлендском. Один из сделанных ею снимков размещен на американской почтовой марке, а ее автобиография стала мировым бестселлером.

Практически ровесница ХХ века (фотограф родилась в 1904 году), Маргарет Бурк-Уайт стала свидетельницей ключевых событий столетия — прихода  нацистов к власти, вступления СССР в войну, признания независимости Индии и разделения Кореи на два государства. Ей, по свидетельству всех очевидцев, очень нравилось рисковать. Элемент открытия всегда был для нее важнейшим в творчестве, и она утверждала, что никогда не повторялась и не переснимала материал.

Благодаря выдающейся смелости, напору и профессионализму Маргарет Бурк-Уайт непрерывно работала в опаснейших точках мира и показывала их своей широкой аудитории. Она была первой женщиной, с которой работал журнал LIFE, и действительно фотографировала жизнь — где бы ее ни наблюдала. У Маргарет Бурк-Уайт была способность выделять главное в происходящем «по ту сторону камеры» и передавать через фото свое отношение. Ее снимки очень наполненные, законченные. Это своеобразные рассказы, вызывающие точно рассчитанный эмоциональный отклик у зрителей.

Photo by Margaret Bourke-White

Передавая визуальные впечатления, фотограф выстраивала композиционно сложные кадры с «многослойным» смыслом. На переднем плане была понятная зрителю картинка. Но на ней, если присмотреться, можно заметить глубину и большее содержание. Маргарет Бурк-Уайт ставила инновационные опыты в фотожурналистике и всегда оказывалась в нужном месте вовремя.

Жизнь до Второй мировой войны

Маргарет Бурк-Уайт — коренная нью-йоркская жительница. Она появилась на свет в Бронксе, ее отец был инженером, а мать — домохозяйкой с невероятно прогрессивными для начала ХХ века взглядами. Родители поддерживали увлечения дочери, помогали ей развивать самостоятельность. Проведя детство в Нью-Джерси, Маргарет поступила в колумбийский университет, где стала обучаться герпетологии. Однако она быстро поменяла свои взгляды, когда открыла для себя фотоискусство.

Photographer Margaret Bourke-White

Девушка сменила несколько учебных заведений, прежде чем остановилась на Корнеллском университете, который закончила в 1927 году. Двумя годами ранее она вышла замуж, но брак не оказался прочным и единственным для нее. На протяжении жизни у Маргарет было несколько мужей. В 1928 году пара уехала в штат Огайо, и девушка смогла найти работу по профессии. Кливлендская Otis Steel Company сделала ее своим промышленным фотографом. Через год она уже работала в Fortune.

В начале 30-х годов Маргарет Бурк-Уайт впервые приехала в Советский Союз, где фотографировала промышленные объекты «большой стройки». Благодаря резонансу, который вызвали ее снимки, творчеством фотографа заинтересовался LIFE. Она стала первой женщиной в штате, а осенью 1936 года ее снимок попал на обложку. Это был кадр со строительства дамбы Форт-Пек, который потом напечатали на марке.

Photo by Margaret Bourke-White

Фотограф начала активно путешествовать по США и Европе. Она даже работала в Германии после прихода Гитлера к власти и сделала много портретов нацистских лидеров. В 1939 году Маргарет Бурк-Уайт опять вышла замуж — за писателя и журналиста Эрскина Колдуэлла. В соавторстве с мужем она написала книгу о жизни юга США в годы Великой депрессии, а затем  поехала вместе с ним в СССР. Поездку запланировали на май 1941 года.

«Снимая русскую войну»

Маргарет Бурк-Уайт — единственный не советский фотожурналист, присутствовавший в Москве в начале Великой отечественной войны. Ее поездка совпала по времени с германским нападением и эвакуацией из столицы. Маргарет пробыла в СССР до сентября 1941 года и за четыре месяца собрала уникальный по редкости и событийной ценности фотоматериал. О своем путешествии она написала книгу «Снимая русскую войну», где собраны самые интересные снимки и видение происходящего глазами человека Запада. После публикации через год после путешествия фотограф стала еще более известной.

На момент поездки в СССР запретили работу заграничных фотожурналистов, поэтому поездку не афишировали, и сама возможность съемки ставилась под сомнение. Маргарет и ее муж смогли добиться выезда в американском госдепартаменте, сделали советскую визу для въезда, и рассказали о путешествии лишь немногим знакомым, среди которых был и редактор LIFE. С журналом и CBS была подписана договоренность о будущих публикациях — если их удастся сделать.

На подготовку фотограф потратила практически месяц. Она научилась ремонтировать фотокамеру, понимая, что при поломках помочь будет некому. Маргарет собрала почти 300 кг оборудования — больше трех тысяч ламп для вспышки, пленку, 22 объектива, пять фотоаппаратов и полную фотолабораторию для печати и фотохимической проявки. Большая часть багажа отправили морским путем через Гонконг.

Photographer Margaret Bourke-White

Пара тоже добиралась в Москву «окольным путем» — через Китай и Казахстан, на самолетах и автомобилях. Приехав в столицу в мае, Маргарет смогла добиться разрешения на съемку. Его выдали, благодаря тому, что женщина уже посещала страну, а также при поддержке влиятельных знакомых, среди которых был и писатель Евгений Петров. Его познакомили с Маргарет Бурк-Уайт во время поездки в Америку вместе с Ильей Ильфом.

Несмотря на теплый прием и даже специально организованный Эйзенштейном показ «Александра Невского», работать было сложно из-за политической обстановки. Американское посольство уже готовило граждан США к отправке из Москвы. Хотя иностранцам запретили покидать столицу, Маргарет Бурк-Уайт удалось на время уехать. В начале июня она отправилась в ознакомительное «турне» по Кавказу и Украине. Американскую пару сопровождал Евгений Петров. Возвращаясь, они узнали о начале Великой Отечественной.

В столице вернувшуюся пару уведомили об эвакуации американцев и предупредили о возможных авиабомбардировках. Но фотограф и ее муж не воспользовались последним шансом и отказались от единственной пары мест в уходящем поезде. Маргарет Бурк-Уайт удалось сделать уникальные кадры первых дней войны — эвакуацию детей на север и в среднюю Азию, камуфляж Манежной площади, первую бомбежку и авианалет, работу художников над агитационными плакатами.

Photo by Margaret Bourke-White

Покинув Москву в сентябре, Маргарет Бурк-Уайт не закончила работу над хроникой войны. В 1945 году она опять пересекла океан, сопровождая генералитет США в поездке по Германии. Она была в Бухенвальде, фотографировала выживших заключенных возле колючей проволоки, выстраивая драматичные композиции. Камера, по словам самой Маргарет, позволяла ей уберечься от ужаса и становилась психологическим барьером, облегчавшим работу в концентрационном лагере.

Photographer Margaret Bourke-White

Работа после 1945 года

После войны фотограф выпустила еще одну книгу о ней и переключилась на другие значимые проекты. LIFE направил ее в Индию, где в 1946 году развернулась борьба за независимость и конфликт с Пакистаном. Корреспондент сделала много фото Махатмы Ганди, в том числе сразу после его убийства. Несмотря на просьбу не снимать, она не смогла упустить момент и сделала кадр, после чего ее с возмущением прогнали.

В конце 1940-х годов вместе с американскими войсками фотокорреспондент побывала в Южной Африке и фотографировала там шахтеров и происходящие события. В 50-х годах она вела фотохроники в Корее, где началась война, приведшая к разделу страны. Там Маргарет сделала один из самых знаменитых и неоднозначных снимков — фото отрубленной головы военнопленного, на фоне казнившего его палача.

В 50-летнем возрасте фотографу пришлось приостановить работу из-за диагностированной у нее болезни Паркинсона. Она не сдавалась, проходя физиотерапию и хирургические операции. В 1963 году вышла ее автобиография, ставшая очень популярной. Последние годы Маргарет прожила в своем коттедже в штате Коннектикут, где и умерла в 1971 году, оставив фантастическое фотонаследие — свидетельство ее таланта, смелости и преданности профессии.

Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века Маргарет Бурк-Уайт — легенда фронтовой фотожурналистики ХХ века

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

1353

Полезные статьи

Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи
Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи
Имя Евгения Халдея известно, безусловно, всем профессиональным фотографам и критикам. Однако, широки ...
классики
750
Что такое динамичное построение кадра в китайском исполнении
Что такое динамичное построение кадра в китайском исполнении
Если вы до сих пор не можете разобраться, что такое динамичное построение кадра, самое время ознаком ...
идеи
114
18+. Может ли фотография повлиять на общество и его сознание
18+. Может ли фотография повлиять на общество и его сознание
Способность искусства воздействовать на коллективное сознание и через него изменять мир, поистине чу ...
современникиклассикипсихология фотографии
390
Войти