Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист

1503

Нижегородскому фотографу Максиму Петровичу Дмитриеву обязаны все историки и этнографы, исследовавшие Россию середины XIX - начала ХХ века, а также любители литературы и музыки того времени. Мало кто из его современников-коллег оставил настолько обширное и ценное фотонаследство.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

Дмитриев практически в одиночку заложил основы фотопублицистики в России, он - родоначальник репортажной съемки, причем в современном ее понимании. Максим Петрович фотографировал рядовых крестьян и разнорабочих, а не только пышные процессии (хотя на приезде Николая II на городскую выставку работал тоже он). Фотограф использовал все достижения прогресса того времени - большеформатные камеры, гуммиарабик, печать на дереве и материи.

Также Максим Дмитриев был выдающимся портретистом. Он фотографировал Максима Горького с семьей (писатель дружил с ним много десятилетий), в его доме-студии бывали Федор Шаляпин, Иван Бунин, Дмитрий Менделеев, Владимир Гиляровский и другие представители сливок российской науки и культуры. Знаменитый критик Владимир Стасов, друг Льва Толстого, говорил, что даже в Европе не видел снимков, сопоставимых с работами Дмитриева.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

Максим Петрович активно принимал участие в жизни губернии - снимал ее жителей, пейзажи, делал городские зарисовки, ездил к старообрядцам-кержакам и выксунским рабочим. Во время засухи и тифозной эпидемии в конце XIX века он создал серию сильных снимков о бедствующих жителях и поспособствовал привлечению внимания к их горю. Он не был сторонним наблюдателем, помногу занимался благотворительностью, а также этнографическими исследованиями.

Грандиозная работа Дмитриева - фотоцикл о Волге и Поволжье длиной в десятилетие - принесла ему почетное членство в Российском географическом обществе. Снимки из серии используются чуть ли не во всех научных изданиях по истории региона и России XIX века, на них запечатлены памятники архитектуры, курганы и горы, городки Поволжья и представители живших там этнических групп.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

Будучи патриотом своего края, Дмитриев не был бессребреником. В нем сочеталось профессиональное мастерство, талант публициста и коммерческая жилка. Он умел безошибочно рассчитать успех, привлечь к себе внимание, предпринимательский талант позволил ему из воспитанника бездетного крестьянина стать владельцем собственного фотоателье.

Из деревни в Тамбовской губернии к собственному нижегородскому фотоателье

Максим Дмитриев родился в 1858 году. В возрасте 2 лет расстался с матерью, дворовой тамбовского помещика. До подросткового возраста он жил у крестьянина, у которого не было детей. Отучившись в церковно-приходской школе, мальчик начал зарабатывать себе на жизнь и в 14 лет переехал в Москву. Его мать смогла "пристроить" сына в подмастерья к фотографу, и за несколько месяцев Максим освоил навыки, на которые у других уходили годы.

Основы композиции, понятие перспективы и работу со светотенью юноша изучал, занимаясь по выходным в "Строгановке" (знаменитом художественном училище) и ретушируя фотографии. В середине 70-х годов XIX века он впервые приехал на нижегородскую ярмарку и в свободное время увлеченно бродил в толпе с портативной камерой. Там он встретил знаменитого местного фотографа А.Карелина, которому сразу понравился бойкий и явно талантливый молодой человек.

Стать учеником мастера с европейской известностью Дмитриев не смог - у него еще не закончился шестилетний контракт в Москве. Молодому фотографу повезло - владелец ателье продал дело, что позволило расторгнуть договор и уехать в Нижний. Там Дмитриев сначала работа у ученика Карелина, а потом перешел к нему самому в помощники. Кроме ценных навыков и знаний о свете, оптике и живописи, молодой фотограф смог накопить и деньги, которых хватило на открытие своего фотоателье.

Блестящий дебют, европейская известность и жизнь при советской власти

После нескольких лет разногласий с деловым партнером Дмитриев смог открыть свое личное ателье - оно стало в Нижнем Новгороде шестым. Победить в конкурентной борьбе ему помогли художественное и деловое чутье, энергичность и мастерство. Окончательный успех пришел к нему в 1889 году, после серии работ с юбилейной московской фотовыставки. Фотограф предусмотрительно поставил на фотографиях адрес своего ателье и о дебютанте заговорили.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

После успеха в Москве пришла очередь столицы, где "Волжская коллекция" принесла автору похвальные отзывы. Следующие выставки Дмитриева состоялись в Одессе, Казани и других городах. К фотографу стали поступать многочисленные заказы, он много работал и был вынужден расширить свою студию.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

К знаменитому на весь Нижний Новгород фотопавильону со стеклянными стенами и крышей добавились кирпичные подсобные сараи, где хранился огромный архив Дмитриева. На первом этаже дома была фототипия, где выпускались открытки с видами и портреты известных моделей фотографа, а на третьем этаже он жил с семьей.

Следующим этапом карьеры Дмитриева стал успех в Европе и США. Там экспонировались его работы, их удостаивали все новых наград. На фотовыставке в Париже фотограф показал не только отмеченные наградами снимки, но и остросоциальные кадры, на которых были сняты арестанты, занятые на стройке. Это вызвало недовольство российской критики и привлекло к работе внимание европейской публики.

В это же время фотограф сделал серию фотографий неурожая в Нижегородской губернии и приступил к волжскому циклу, который был закончен только в 1903 году. В серию вошли фото реки от Астрахани до Рыбинска, а всего автор сделал тысячи кадров. К сожалению, многократно растиражированные фотографии не принесли ему отчислений из-за несовершенства законов об авторском праве.

После революции Максим Дмитриев остался жить в Нижнем Новгороде. Его фотоателье сначала обложили огромным налогом, а потом национализировали - не помогло даже заступничество Максима Горького.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

Бесценные негативы вывезли, многие из них пропали при переезде. Фотограф по мере сил продолжал заниматься творчеством и до последних дней интересовался новинками фотоиндустрии.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев

После его смерти в 1948 году в здании его бывшего ателье открыли первый в России фотомузей, где и сегодня поклонники могут увидеть плоды незаурядного таланта Максима Дмитриева.

Фотограф Максим Петрович Дмитриев


 

 

Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист Максим Петрович Дмитриев - основоположник российской фотопублицистики и знаменитый фотограф-документалист

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

1503

Полезные статьи

Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи
Евгений Халдей ‒ великий военкор минувшей эпохи

Имя Евгения Халдея известно, безусловно, всем профессиональным фотографам и критикам. Однако, широкий зритель не всегда знает, кто был автором знакомых ему буквально со школьной скамьи, исторических и, можно смело утверждать, знаковых снимков. Между тем, именно этот корреспондент сделал один из самых знаменитых  кадров отечественной культуры ‒ водружение Знамени Победы над зданием берлинского Рейхстага в мае 1945 года. Эта фотография ознаменовала триумф победителей и ниспровержение фашизма. Она навсегда вписала Халдея в анналы истории и обеспечила ему место в пантеоне самых известных репортажников ХХ столетия.

классики
1158
Карл Булла ‒ основоположник российской репортажной фотосъемки
Карл Булла ‒ основоположник российской репортажной фотосъемки

«Волшебство», отличающее Карла Буллу от других, заключается в уникальном симбиозе художественного таланта, технических способностей, чутья и трудолюбия. Он умел вовремя понять, что станет актуальным в мире фотографии и выразить самую суть происходящих вокруг вещей

классики
2624
Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи
Нина Свиридова - женщина-фотограф новой эпохи

Фотографа Нину Свиридову знают преимущественно как "прекрасную половину" семейного творческого тандема. Она и ее муж, Дмитрий Воздвиженский, около сорока лет работали совместно и стали авторами многих известных снимков, иллюстрировавших лучшую сторону советской, а позднее новой российской эпохи

классикирепортажная фотография
1653
Войти