«Человек создал искусство, чтобы усовершенствовать природу»Л. Цзиншань
Китайский пиктореализм ‒ это особое направление в искусстве создания полотен на стыке живописи и фотографии. Классическая манера накладывается на современные возможности и технологии, позволяя делать невероятные изображения. Особенно интересны пейзажи, выполненные в этой технике ‒ им в культуре страны всегда уделяли много внимания, доводя композицию практически до совершенства. С тех пор, как живописная традиция дополнилась фотографией, китайские авторы расширили свой творческий арсенал, прибавив к нему возможности постсъемочной обработки изображений, наложения нескольких кадров один на другой и так далее. Таким образом создаются ни на что не похожие гибриды реальности и полета фантазии художника.
Один из видных представителей этого жанра ‒ китайский фотограф Лан Цзиншань (Лонг Чинсан, в другом варианте произношения), который прославился авторским видением репортажной и пейзажной съемки.
Лан Цзиншань, 1981 г.Китайские мастера вообще редко стремятся к натурализму ‒ это касается всех областей искусства, от театра до кулинарии. Они предпочитают перерабатывать то, что видели; «шлифовать» объекты, которые существуют в действительности, улучшая их в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. В результате на картине переплетаются «сон и явь», и эффект от такого синергетического взаимодействия бывает поистине ошеломительным.
Отсекая все уродливое и концентрируя внимание на красивых деталях, авторы-традиционалисты позволяют увидеть воочию то, что доступно только воображению.
Лан Цзиншань мастерски обрабатывал негативы, и еще до появления всех «творческих инструментов» в Photoshop искусно оперировал техническими возможностями для создания коллажей. Его работы признаны не только в Китае, где экспозиции Цзиншаня выставлены в Национальном музее искусств (Пекин). В 1980 году фотографическим обществом Америки он был назван одним из десяти ведущих мастеров на планете, а Британское королевское фотообъединение включило Лан Цзиншань в свои ряды.
Сейчас мастера считают практически отцом-основателем азиатско-восточной школы в фотографии, хотя работы Цзиншаня больше напоминают традиционные монохромно-дымчатые эстампы, чем фотокадры в современном представлении. Обходясь без персонального компьютера, он составлял картины, ничем не уступающие величайшим образцам китайской живописи.
Биография и достижения
Фотограф родился на свет в 1892 году в живописном месте. Провинция Цзянсу, где находится его родной город Хуайань, славится своими пейзажами. Он стал интересоваться съемкой в возрасте 14 лет, получил художественное образование, много рисовал, и уже в 1927 году стал одним из первых китайских журналистов-репортеров с камерой.
За свою карьеру Цзиншань сильно популяризировал искусство фотографии не только в Китае, но и во всей Юго-Восточной Азии. Для сравнения, еще в 1964 году на международной конференции ФФИ (Федерация фотоискусства) он был единственным представителем своего региона, а сейчас без сингапурских и тайваньских мастеров не обходится ни одна из крупных выставок. Во многом это произошло благодаря инициативе Цзиншаня ‒ он предложил создать региональные объединения по типу международных. В появившейся после этого на свет в 1966 году Азиатской Ассоциации Художников мастер вплоть до смерти (1995 г, Тайвань) был почетным председателем.
Еще до всех своих впечатляющих достижений, Лан Цзиншань много лет отдал работе в шанхайской газете Eastern Times. Современное (на тот момент ‒ даже передовое) оборудование позволило вставлять фотографии в новостные заметки, и с 1927 по 1936 год Цзиншань снимал различные сцены и репортажи. Первая цветная печатная машина в Китае, которую купила газета, позволила создать новый метод – фотограф стал совмещать реальные изображения со своими представлениями о послании, которое должна нести идеальная фотокартина.
Параллельно он преподавал в Женской школе Шанхая, с 1930 года проводил там мастер-классы, писал эссе на тему искусства. В начале 40-х годов он сотрудничал с журналом «Фотография», где пропагандировал свой подход. Цзиншань писал, что фотомонтаж ‒ это новый и перспективный способ создания идеальных композиций. С его помощью можно убрать из кадра уродливый камень или неприглядные объекты, и изображение не потеряет смысловую нагрузку.
В 1939 году мастер смог окончательно оформить и усовершенствовать свой метод, и пейзажи Цзиншаня, напоминающие рисунки тушью в традиционной манере, стали известны везде. Несомненно китайские по эстетике, они были западными в своей реализации ‒ это символизировало «поворот» к мировым культурным ценностям без потери национальной самобытности.
Лан Цзиншань много десятилетий организовывал международные выставки фотоискусства, собрал масштабную коллекцию негативов и других материалов и до 90 лет продолжал работать. Сейчас Китайская профессиональная ассоциация ежегодно вручает премии его имени, и выставки работ проходят по всему миру – от Германии до Тайбэя.
Особенности творческого подхода
На протяжении всей истории живописи китайские художники совмещали идеализацию с передачей настроения действительности, и Лан Цзиншаня можно считать эталонным представителем течения. Его пейзажи, теряющиеся в туманной дымке, напоминают средневековые предметы декора или акварели горных хребтов. Кстати, именно с помощью такого размытия фотохудожнику удавалось маскировать стыки в кадре, добиваясь эффекта цельной «картинки». Узнаваемая особенность его изображений ‒ четкий, контрастный объект на переднем плане, окруженный размытыми и дымчатыми очертаниями на заднем.
Цзиншань поддерживал китайский принцип ‒ холмы можно показать одной волнистой чертой, а у отдаленных деревьев не должны быть видны отдельные листья. При этом техника, которую использовал мастер, в корне отличалась от привычной.
Фотомонтаж, которым занимался Цзиншань, предполагал многократное наложение негативов и совмещение различных частей в одной фотографии. Стыки при этом прорабатывались удивительно тщательно ‒ зритель безоговорочно верит изображению, думая, что лодка плывет по реке в окружении именно этих гор и пагод.
Лан Цзиншань использовал для этого волнистые, а не прямые линии соединений и туманную дымку, придающую картине романтический флер. У его работ есть то самое зыбкое, едва уловимое настроение, которым славится китайское искусство. При этом они вполне реальны и переносят воображаемые сцены в жизнь. Идеальный баланс вымысла, творческого таланта и действительности ‒ вот суть феномена Лан Цзиншаня.