Эпоха цифровых изображений позволяет фотографам самостоятельно решать, будут ли изображения более удачными в цвете или ЧБ. Однако простота преобразования может превратиться в проблему и море сомнений. Хотя на самом деле не существует абсолютно волшебной формулы для определения наилучшего варианта для конкретного изображения, есть некоторые рекомендации, которым вы можете следовать, чтобы немного облегчить для себя выбор.
Профессиональный фотограф Адам Уэлч (Adam Welch) делится своими четырьмя советами, основанными на вопросах, которые помогут определить, будет ли изображение более привлекательным в черно-белом или в цветном варианте.
ЧБ или цвет?
- Имеет ли цвет большое влияние на изображение?
Казалось бы, простое решение. Цвет может быть непостоянным, и может либо добавлять, либо непреднамеренно отвлекать внимание от фотографии. Спросите себя, полагается ли это изображение исключительно на цвет или есть какие-то другие интересные аспекты, которые можно подчеркнуть. Насколько приятно было бы смотреть на монохромную радугу? Это не значит, что все цветные объекты и сцены уступают черно-белым, но, как правило, наиболее ярко или разнообразно окрашенные объекты должны оставаться именно такими - красочными.
Этому изображению действительно нечего было сказать о цвете, поэтому фотограф использовал яркую подсветку, чтобы создать сильный контраст заднего плана с объектом.
Исходное изображение не имело ничего общего с цветом, поэтому Адам решил преобразовать его в черно-белое, чтобы визуально выделить узоры на коже жирафов.
То же верно и наоборот. Если у вас по своей природе мягкая сцена или приглушенные цвета, изображение обычно изящнее смотрится в ЧБ, и это приводит нас к следующему пункту.
- Есть ли интересный свет или контрасты?
Именно здесь фотографы-новички, как правило, сталкиваются с определенными трудностями, потому что для хорошего освещения или контрастов обычно требуется небольшая предварительная визуализация.
Когда вы удаляете цвет из фотографического уравнения, у вас остаются различия только в тоне; светлых и темных областях. Именно эти отличия - то, что действительно делает хорошие черно-белые изображения: различия в свете и тени привносят контраст в фотографию. Таким образом, когда вы видите, что данная сцена или объект предоставляет возможность использовать резкие контрасты и уникальное освещение или тени, это может быть отличной возможностью попробовать снимать в ЧБ. Взгляните на это изображение листа комнатного растения.
Фотограф использовал одну вспышку позади листа, чтобы проявить контрасты внутри него. Эти детали могли остаться незамеченными, и черно-белая обработка хорошо дополняет освещение.
Великий Ансел Адамс сказал, что он "Может передать большее чувство цвета в хорошо выполненных черно-белых изображениях, используя только свет, тень и едва уловимые тонкости в текстуре, чтобы выразить качества фотографии". Последняя переменная, текстура, подводит нас к третьему пункту.
- Есть ли интересные текстуры?
Когда мы думаем о текстуре, то можем легко описать ее с точки зрения физического ощущения, когда воспринимаем ее через наше осязание. Текстуру в фотографии, однако, выразить немного сложнее: гладкая она, грубая или шероховатая, должно восприниматься исключительно глазами. Преобразование физически осязаемого в визуально осязаемое изображение требует практики и тренированного взгляда, и именно здесь лучше работать с ЧБ. Примерами текстур, которые хорошо подходят для черно-белых фотографий, являются дерево, различные металлы и камень, даже растения и кожа человека. Направленное освещение (свет в основном от одного источника, со стороны) дополняет и помогает подчеркнуть текстуры.
Это изображение было сделано с естественным освещением, падающим с одной стороны. Это действительно выявляет текстуру, недостатки и зернистость фотографии.
Последний совет выходит за рамки физических атрибутов изображения и углубляется в чувства, которые мы хотим передать с помощью фотографии. Вот где торжествует черно-белая фотография.
- Какое настроение вы хотите создать?
Вы когда-нибудь были с первого взгляда поражены ощущением от фотографии, ее настроением? Это может быть мрачная и дождливая уличная сцена или теплый и гостеприимный закат. В любом случае, использование ЧБ - хороший способ передать настроение фотографии. По общему признанию, он обычно вносит темный, в чем-то холодный и мрачный оттенок в фотографию, но это не значит, что он работает хуже для более жизнерадостных изображений. Преобразуйте некоторые из своих пейзажей в черно-белые, чтобы увидеть, как может измениться настроение. Поэкспериментируйте с черно-белыми портретами, которые могут сделать ваш объект более стойким и задумчивым.
На этой фотографии жаркого дня в Бостон-Коммон было много различий в освещении, а также яркие цвета, особенно в небе. Тем не менее, фотограф предпочел вариант в ЧБ, потому что он более точно соответствовал тому, какую картину представлял сам Адам.
Монохромные снимки
Для создания монохромного изображения используются различные оттенки только одного цвета. К числу таких снимков часто приписывают черно-белые (то есть технически монохроматическим), но в действительности можно использовать любой цвет. Хороший пример монохромных изображений - фотографии в сепии - при этом они не являются черно-белыми.
Градации серого
Градации серого (англ. grayscale) - это еще один термин, который используется для обозначения черно-белых изображений. Изображения в градациях серого используют только различные оттенки серого (256), и никаких других цветов. При этом оттенки серого могут быть очень мягкими, если не используются никакие другие правки, поэтому фотография получается в средних оттенках серого. Обратите внимание на то, как скучно и неинтересно выглядит изображение ниже, когда оно преобразовано в градации серого.
Настоящий черный и белый
Как уже было сказано, черно-белые изображения действительно являются монохромными, но не все монохромные изображения являются черно-белыми. Истинные черно-белые фотографии используют только черный и белый, хотя в большинстве случаев используется смесь серых тонов.
Это то же изображение, что и выше, только после постобработки максимально приближающей к настоящей черно-белой фотографии. Различия в тонах становятся более заметными, а фотография уже намного приятнее.
Черно-белая фотография была одним из основных жанров с момента ее зарождения и превратилась в высокую художественную форму. Конечно, есть люди, которые просто не любят черно-белые изображения и предпочитают все оставлять в цвете. Тем не менее, черно-белая фотография - это то, что не следует сбрасывать со счетов и недооценивать с точки зрения художественного выражения.