Линии на фотографиях являются очень мощными элементами, которые при наличии небольшой практики могут добавить динамическое воздействие в изображение с точки зрения настроения, а также руководить взглядом зрителя и вести его в нужном направлении для идеального прочтения композиции. В данной статье рассмотрены четыре типа линий: горизонтальные, вертикальные, диагональные и сходящиеся. Каждый вид линий оказывает различное влияние на фотографию.
Хороший способ практики изучения линий - вернуться к старым изображениям, которые вы сняли, и заняться поиском на них линий, которые хорошо работали, и тех, которые, наоборот, смотрелись плохо.
В следующий раз, когда вы выйдете с камерой на съемку, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора, сознательно спросите себя, какие линии сейчас перед вами и как вы можете использовать их, чтобы добавить что-то к будущему снимку, работая С НИМИ, а не против них.
Также спрашивайте себя, образуют ли линии какие-либо интересные шаблоны, которые вы могли бы подчеркнуть, чтобы добавить что-то еще интересное.
Горизонтальные линии
Горизонтальные линии в изображении передают сообщение: "стабильность" и даже "отдых". Горизонты, упавшие деревья, океаны, спящие люди - во всех этих объектах есть что-то от линий, они говорят о постоянстве, безвременье или отдыхе. Горизонты являются наиболее распространенной горизонтальной линией, которая может быть найдена на фотографиях, и они часто выступают в качестве разделительной точки на снимке. Фактически это якорь, который образует остальную часть изображения.
Если вы хотите подчеркнуть спокойствие и тишину - используйте горизонт, который будет проходить через кадр слева направо и станет самой длинной горизонтальной линией в изображении. В качестве альтернативы, если вы хотите повторно подчеркнуть горизонтальные линии, переверните камеру и снимайте вертикально.
Имейте в виду, что непрерывные горизонты часто могут привести к тому, что фотография будет казаться статичной или плоской, хорошая же стратегия - использовать дополнительно иные фигуры в пейзаже, который вы фотографируете, например, горы, деревья, здания и т.д.
Линию горизонта, как правило, не располагают посередине кадра. Более эффективно размещать ее в верхнюю или нижнюю треть изображения. Несколько горизонтальных линий могут создавать ритм и стать сами по себе точкой привлечения внимания зрителя. Также вызывают интерес горизонтальные линии, разорванные объектом или же какой-то вертикальной линией.
Следующее, над чем стоит хорошо поработать - сохранить горизонтальные линии горизонтальными и располагающимися под прямым углом к боковым сторонам кадра. Нет ничего более разочаровывающего (даже не для перфекциониста) в том, чтобы смотреть на картинку, в котором линия горизонта клонится под углом.
Вертикальные линии
Вертикальные линии имеют способность передавать разнообразные настроения на фотографии, начиная от мощи и силы (вспомним на секунду о небоскребах) до ощущения роста (например, когда мы видим деревья). Поскольку горизонтальные линии могут быть подчеркнуты съемкой в горизонтальном формате, вертикальные линии можно использовать очень эффективно, размещая камеру также вертикально. Это удлиняет вертикальный объект, который подчеркивает высоту.
Важно сохранить вертикальные линии вертикальными относительно боковых сторон кадра, насколько это возможно. Это иногда сделать сложно, например, если вы снимаете изображение глядя вверх (то есть объект будет сужаться кверху), тем не менее, постарайтесь, чтобы линии оставались как можно более прямыми.
Помните про "правило третей". Если у вас есть сильные вертикальные линии на фотографии - размещайте их в правильном месте кадра. Размещение линии непосредственно в середине снимка эффективно разрежет ваше изображение пополам. Этот эффект можно использовать с драматическим воздействием, но он также может привести к тому, что все изображение будет выглядеть сегментировано.
Диагональные линии
Диагональные линии обычно хорошо работают в случае, когда нужно провести взгляд зрителя через фотографию. Они создают точки интереса, поскольку пересекаются с другими линиями и часто придают глубину изображению при помощи перспективы.
Диагонали также могут внести ощущение происходящего действия в изображении и добавить динамичности кадру. Подумайте, как вы могли бы использовать диагональные линии, чтобы вести взгляд к основному объекту или точке интереса в вашей фотографии.
Различные исследования были проведены касательно того, как люди рассматривают картинки, и во многих из них указывается, что естественное движение глаз зрителя - это перемещение слева направо, и поэтому диагональная линия, начинающаяся слева внизу и перемещающаяся в верхнюю правую часть изображения, может быть более естественной.
Конечно, вы не захотите разделить изображение на две части жесткой линией из угла в угол - скорее ищите шаблоны и кривые между фигурами, которые могут сделать это естественным образом. Также, вместо того, чтобы расположить линию от одного угла прямо к противоположному углу, часто бывает удобно вывести их из центра и идти по любой из сторон углов.
Имейте в виду, что многочисленные диагональные линии, идущие в разных направлениях и пересекающиеся друг с другом, добавляют фотографии действия, но добавление слишком большого количества таких линий может сделать ее хаотичной и запутанной.
Как горизонтальные и вертикальные линии, диагональные, повторяющиеся в изображении, могут создавать очень эффективные шаблоны. Они сами по себе могут легко стать объектом съемки.
Недавно распаханное поле или хребты на песчаной дюне могут быть хорошими примерами, хотя технически это, вероятно, скорее "сходящиеся линии" (другой способ использования линий в изображениях).
Сходящиеся линии
Несколько линий, которые сходятся друг к другу (или просто приближаются), могут стать отличной техникой привлечения внимания зрителей к снимку. Классический пример сходящихся линий - это железнодорожные пути.
Поместите себя в середине двух рельс, и вы увидите, что они, по обе стороны от вас, кажутся ближе и ближе друг к другу, уходя вдаль.
Примечание: мы не рекомендуем делать снимки на рельсах таким образом. Безопасность прежде всего!
Сделайте такой снимок, и естественная реакция для любого зрителя будет проследовать взглядом по этим линиям дальше вглубь кадра. В некотором смысле две линии действуют как воронка, которая захватывает взгляд и уводит его в определенном направлении. Такой же эффект может быть достигнут с дорогами или тропами, сходящимися линиями ограждений, несколькими лестницами, линиями электропередач или практически любыми другими линиями, которые идут параллельно вдаль или сходятся в какой-то точке.
Вот 4 совета относительно сходящихся линий
Экспериментируйте с позиционированием. В классическом снимке с железной дорогой, описанном выше, есть множество возможностей. Одна из них - расположить пути симметрично по центру кадра.
Другим вариантом позиционирования был бы переход на одну сторону путей, позволяя при этом им бежать по диагонали через кадр из нижнего угла в противоположный верхний угол. Красота заключается в динамике такого снимка. Симметричное и вертикальное размещение линий может быть мощным, но диагональные линии хорошо передают движение.
В качестве альтернативы отступление от начала линий может дать другую перспективу - так же, как держать камеру под углом, чтобы расположить сам кадр по диагонали.
Широкоугольные объективы. Разные линзы могут полностью изменить воздействие снимка со сходящимися линиями. Широкоугольный объектив может быть особенно полезен при съемке между двумя линиями. Это поможет понять, что расстояние между линиями в начальной точке изображения шире, чем оно есть. Такое преувеличение ширины линий может оказать сильное влияние на ваш снимок.
Когда вы создаете фотографию, спросите себя: "Где самая эффективная позиция, чтобы сделать кадр?"
Позиционирование "схождения" - одна вещь, которую следует учитывать, когда у вас на фотографии есть сходящиеся линии, заключается в том, что они проводят взгляд в снимок - к точке, где сходятся. Она становится одной из самых важных частей этого изображения - фокусной точкой.
Не забывайте о работе правила третей. Располагайте точки пересечения ваших сходящихся линий в сильных частях изображения.
Помните, что если точка схождения находится за кадром, вы выбросите взгляд зрителя из своего снимка. Это может оставить фотографию несбалансированной и даже напряженной. В качестве альтернативы подобное, наоборот, может улучшить снимок и оставить ваших зрителей в раздумьях над тем местом, где линии будут сходиться.
Интерес в точке схождения. Иногда стоит усилить точку схождения при помощи какого-то объекта. Например, дождаться, пока поезд не появится вдали на путях или не появится человек наверху лестницы. В других случаях композиция снимка достаточно сильная и без добавления дополнительного объекта.