Шифт-объективы позволяют совершить угловое смещение перспективы. В таких объективах часто имеется функция наклона, как на популярных tilt-shift объективах (наклон + сдвиг). Сдвиг помогает в работе со схождением и расхождением линий в картине, перемещая элементы объектива в одну сторону от раскрытия тела камеры. Так как большинство шифт-объективов могут поворачиваться на 180 градусов, этот сдвиг может быть сделан вверх, вниз, влево, вправо и на несколько участков между ними. Шифт-объективы полезны в архитектурной фотографии, потому что они позволяют сохранять прямыми линии, которые стремятся сходиться или расходиться в зависимости от расстояния и угла наклона камеры относительно объекта съемки.
Еще одно использование для шифт-объектива - съемка фотографий для их последующей склейки или панорамных изображений. Смещение объектива в этом случае поможет уменьшить количество изгибов, обычно наблюдаемых в склеенных изображениях, снятых под широким углом. В то время как с таким положением вещей может справиться и компьютер, все-таки не стоит недооценивать преимущество использования шифт-объективов.
Рассмотрим пример фото здания в центре Белвью, штат Вашингтон. Первые два снимка сделаны на Canon 7D и Canon TS-E 24mm F3.5 L II и состоят из пяти изображений, склеенных вместе с помощью PhotoMerge в Photoshop CS5.
Первое фото ниже (полное изображение) включено для того, чтобы вы могли видеть разницу в зоне покрытия. Название здания было размыто по просьбе владельца недвижимости (а также номерной знак).
А теперь давайте рассмотрим изображение, которое было сфотографировано немного дальше и посмотрим, как смещение перспективы в компьютере влияет на объект съемки. Следующие два изображения были кадрированы, чтобы показать одну и ту же область в центре кадра, а затем, используя настройку Perspective в Photoshop CS5, отредактировали фото так, чтобы линии здания были прямыми.
Разглядывая более мелкие 600-пиксельные изображения, вы можете заметить разницу?
В версии, где нет сдвига вверх, в результате действий для исправления перспективы получаются сплющенные объекты у нижней части кадра, что в то же время компенсирует верхнюю часть в постобработке. Компенсацию можно настроить также с помощью инструмента Transform, сделав угловое смещение изображения вниз, тем самым удлинив его и сделав автомобили нормального размера. Тем не менее, эта трансформация, пока возможно, уходит все дальше и дальше от исходного содержания изображения (в вопросе качества). Вы также можете заметить небольшую деформацию столбов в несмещенной версии из-за изменения перспективы.
Преимущество использования шифт-объектива для подобного типа работы будет заключаться в уменьшении количества постобработки на компьютере. Разумеется, эксперт Photoshop может сделать такие фотографии и отредактировать их, доведя практически до совершенства, но это не относится к нашей теме. Как и в большинстве случаев в жизни, лучший способ выработать правильный подход к делу - это делать все так, как нужно, начиная с самого первого раза, если это вообще возможно. Использование шифт-объектива помогает впоследствии избавиться от надобности длинно и нудно работать с фотографиями на компьютере.