В фотографии мы можем создать эффект размытия или эффект "заморозки" движения. А еще мы можем соединить оба этих эффекта, и об этом рассказывает фотограф-профессионал Рик Охнсман (Rick Ohnsman).
Каким образом фотограф может передать движение на снимке?
- Использование длинной выдержки/медленной скорости затвора вызовет размытие движущихся объектов.
- Использование короткой выдержки "заморозит" действие.
- Использование очень короткой вспышки для того, чтобы захватить очень малый промежуток времени и "заморозить" очень быстро движущиеся объекты.
Но как сделать фото со вспышкой, которые сочетают в себе размытость и эффект "замораживания" который дает вспышка, на одном снимке?
Экспозиция в экспозиции
Когда вы делаете фотографию со вспышкой, вы делаете на самом деле две экспозиции в одной. Когда открывается затвор камеры, любой доступный окружающий свет проникает через диафрагму камеры на датчик. Количество этого света контролируется двумя параметрами: размер диафрагмы (f/stop) и продолжительность экспозиции.
Когда мы используем фотовспышку, световой импульс от нее идет в течение той же продолжительности открытого затвора. Длительность этого импульса обычно намного меньше общей длительности срабатывания затвора и происходит в пределах общей экспозиции. Так получается "экспозиция в экспозиции".
Откройте занавес и пусть шоу начинается
Если вы не используете камеру с лепестковым затвором, то ваша камера, вероятно, использует фокальный затвор, у которого между задней частью объектива и датчиком есть две заслонки - "шторки".
- Когда нажата кнопка спуска затвора.
- При использовании зеркальной фотокамеры зеркало поворачивается в сторону.
- Первая шторка опускается, подвергая датчик воздействию света.
- Затем опускается вторая шторка, снова блокируя свет.
Общая продолжительность экспозиции (т.е. время между открытием первой шторки и закрытием второй) - это количество времени, в течение которого датчик подвергается воздействию света, и то время, которое мы контролируем с помощью настройки скорости затвора.
Если объект или сама фотокамера перемещаются во время экспозиции, это будет отражено на фото как размытие. Неподвижные объекты не размываются даже при длительной экспозиции.
Добавим вспышку
Описанное выше касается случая, когда фотография сделана с использованием только внешнего освещения. Использование вспышки дает кратковременный поток света, который произойдет в течение всего времени экспозиции. В зависимости от выходной мощности и типа используемой вспышки, продолжительность импульса от вспышки может быть очень короткой. Посмотрите на таблицу ниже, иллюстрирующую продолжительность импульса стандартной вспышки (здесь Canon 580EX).
При настройке мощности 1/128 длительность импульса вспышки может составлять всего 1/20000 секунды! Даже быстро движущиеся объекты не будут перемещаться далеко в течение такого небольшого промежутка времени, поэтому они будут как бы "заморожены" вспышкой.
Синхронизация по первой и по второй шторке
Вспышка будет срабатывать в течение общей продолжительности экспозиции. Если, скажем, скорость затвора составляет 1/125 с, а длительность вспышки при 1/64 мощности составляет 1/14 000 с, то когда в течение этой 1/125 секунды срабатывает вспышка?
По умолчанию для большинства фотокамер и вспышек вспышка срабатывает, как только первая шторка опускается и открывает датчик. Это то, что называется "синхронизация по первой шторке".
На стандартной съемке со вспышкой в режиме ETTL будет такая последовательность с синхронизацией по первой шторке:
- затвор нажат
- предварительная вспышка срабатывает (пропускается, если вспышка находится в ручном режиме)
- камера рассчитывает необходимую мощность вспышки (только в режиме ETTL)
- первая шторка опускается, открывая датчик внешнему свету
- вспышка испускает импульс
- окружающий свет попадает на датчик в течение всего времени воздействия
- вторая (так называемая задняя, rear) шторка опускается, закрывая датчик и экспозиция завершается.
Для большинства фотографий со вспышкой, особенно таких, как портреты и т.д., общее время экспозиции будет достаточно коротким и не будет заметной разницы между частью времени экспозиции, сделанной при естественном освещении, и той, которая сделана со вспышкой. Чтобы лучше запечатлеть момент, требуется быстрое включение вспышки. Видимо поэтому производители делают синхронизацию по первой шторке по умолчанию.
Так зачем тогда использовать синхронизацию по второй шторке?
Проблема с синхронизацией по первой шторке, которая запускает вспышку в начале экспозиции, заключается в том, что "замерзание" движения на фото происходит немедленно, а размытие, созданное с помощью окружающего света, возникает уже позже. По мере движения объекта записанное размытие будет перед замороженной частью кадра.
Но это выглядит странно
Обычно принято видеть размытую часть действия позади, а не перед движущимся объектом. Иллюстраторы и карикатуристы знают это и используют линии движения, чтобы визуально изобразить динамику.
Если при съемке мы будем панорамировать движущийся объект, использовать более длинную выдержку, и получим фотографию с размытым фоном и относительно замороженным объектом. Размытие будет позади объекта, и это будет выглядеть естественно. Но если вы используете длинную выдержку в сочетании со стандартной синхронизирующей вспышкой по первой шторке, то получите странную картинку.
Активируем синхронизацию по второй шторке
Вам нужно будет специально активировать синхронизацию второй шторки. Это можно будет сделать на камере или же на самой вспышке. Существует слишком много различных комбинаций настроек камеры и вспышки, чтобы можно было в этой статье показать вам, как это сделать именно с вашим оборудованием. Почитайте руководства по эксплуатации, ищите синхронизацию второй (иногда называемой задней, rear) шторки.
Ключ - практика!
Как и в большинстве случаев фотографии, ничто не заменит практики. Перевести камеру/вспышку в режим синхронизации по второй шторке - очень просто. После этого проведите несколько простых экспериментов, таких как мы рассматривали выше на примере, например, теннисного мячика. Это должно помочь вам понять концепцию.
Вы обнаружите, что выбор времени может стать сложной задачей. Знайте, что вспышка сработает в конце экспозиции, поэтому поэкспериментируйте, чтобы определить, где будет объект, когда это произойдет, и помните, что это происходит не при первом щелчке затвора.