Статьи о фотографии и видеографии, обучение,обзоры студийного оборудования, новости индустрии, как фотографировать и как снимать видео

Прислать статью

Как правильно использовать накамерную вспышку: семь советов от профессиональных фотографов

2369

Существует ошибочное мнение, что нельзя сделать качественные снимки, используя вспышку. Это убеждение не соответствует действительности – при соблюдении ряда правил с помощью вспышки можно получить отличные кадры, не расходуя бюджет на студийное оборудование. Есть условия, при которых использование вспышки является даже обязательным для получения технически грамотного кадра.

Ниже изложен составленный профессиональными фотографами список рекомендаций, которые помогут повысить эффективность использования вспышки.

 как пользоваться вспышкой

Использование накамерной вспышки

Многое, что будет сказано ниже, справедливо и для встроенной вспышки камеры, но у нее есть два серьезных недостатка, затрудняющих получение нормального освещения. Это относительно слабая мощность и невозможность повернуть головку вверх или в сторону.

Данных минусов лишены накамерные вспышки, которые устанавливаются на горячий башмак фотоаппарата. Прежде, чем купить накамерную вспышку, подумайте, какая будет оптимальная для вас мощность, рассмотрите модели с большими углами поворота. Выключайте штатную вспышку, когда пользуетесь ее накамерным аналогом.

зачем нужна накамерная вспышка

Для чего нужен отраженный свет

Прямой свет от вспышки, если его направлять «в лоб» будет слишком жестким. При подобном использовании светового потока изображение становится блеклым, тени – жесткими, а модель будет напоминать растиражированное изображение «оленя в свете фар».

как нельзя снимать со вспышкой

Для получения приемлемых результатов вспышку направляйте в стену или в потолок, в случае необходимости – даже за спину фотографа, если, скажем, за вами находит большая белая стена. Вообще желательно, чтобы поверхность, от которой отражается свет, была светлого оттенка. Отраженный свет будет значительно мягче, будто бы он прошел через софтбокс. Этот метод некоторым образом заменяет рассеиватель при съемке вне студии и позволяет получить освещение различной степени мягкости.

как использовать вспышку

Контроль за распространением света

Не забывайте, что свет от вспышки идет не только прямо, но и в стороны. В связи с этим возникает две проблемы: часть мощности лампы тратится на освещение ненужного пространства; может произойти паразитная засветка модели ушедшим вбок светом.

В некоторых фотовспышках для борьбы с подобным явлением предусмотрена выдвижная белая карта, позволяющая направить свет вперед. Но она есть не во всех моделях и находится только сверху, не позволяя бороться с боковой засветкой.

выдвижная белая карта вспышки

Для устранения проблемы можно использовать листок бумаги или кусочек упругого пластика. Он крепится к корпусу вспышки с помощью канцелярской резинки. Если уж хочется пользоваться качественными аксессуарами и нет желания изобретать велосипед, можно рассмотреть вариант приобретения специального отражателя для накамерной вспышки.

Благодаря такому приспособлению можно убрать нежелательную боковую засветку, а еще – направить часть отраженного света прямо на объект съемки при повернутой в сторону или поднятой вверх головке вспышки. Подобный прием поможет, когда рядом нет подходящей поверхности для отражения от нее света или от вспышки нужно добиться максимально возможного освещения (отраженный экранами свет позволяет прибавить 10-15 процентов к общей яркости кадра).

Как использовать TTL

Нет ничего страшного в функции TTL. Не стоит ею пренебрегать только из-за того, что звучит для многих начинающих фотографов пугающе. Ведь наличие функции TTL во вспышке может существенно облегчить жизнь. В режиме TTL камера и вспышка работают синхронно, автоматика сама определяет, какой силы должен быть импульс. В сложных условиях (контровый, рассветный или закатный свет) электроника может ошибочно посчитать, что света достаточно, и снизить яркость вспышки. В этом случае полезна функция экспокоррекции, которая «поможет» вспышке. Обычно достаточно  плавно увеличить или уменьшить мощность вручную до получения корректных результатов.

Использование высокоскоростной синхронизации

как синхронизировать вспышки

Эта опция позволяет использовать вспышку при более быстрых выдержках, чем подразумевает штатная синхронизация камеры. Благодаря высокоскоростной синхронизации можно затемнить снимок при сильно ярком окружающем освещении или более четко заморозить динамичное движение. Механизм действия функции заключается в том, что вспышка излучает импульс непосредственно перед закрытием шторки, и на матрицу попадает недостаточно света для полного экспонирования, которое неизбежно вызвало бы пересвет. Конкретные параметры продолжительности импульса и синхронизации вспышки относительно первой или второй шторок фотограф подбирает индивидуально. В результате даже самый яркий день на снимке можно превратить практически в ночь. Освещение модели будет адекватным при условии правильной настройки вспышки.

А вот чем отличается высокоскоростная синхронизация от короткого импульса мы недавно уже рассматривали в материале блога.

Использование светофильтров

Цветные гелиевые светофильтры для вспышки – это один из неотъемлемых аксессуаров при фотосъемке в помещении. Связано это с тем, что света от бытовых ламп зачастую недостаточно, и фотограф вынужден использовать вспышку. Но ее цветовая температура отличается от люминесцентных светильников, в итоге на снимке получается «каша» из нескольких источников освещения с разным спектром. Это приводит к сильному смещению баланса белого.

как снимать с накамерной вспышкой

Правильно подобранный фильтр уравнивает цветовые температуры бытовых ламп и вспышки, позволяя получить качественные фотографии. Конечно, при съемке в RAW подобные перепады цвета можно устранять постобработкой, но куда проще их не допускать, используя гелиевые светофильтры.

Научитесь вовремя отключать вспышку!

как правильно фотографировать со вспышкой

Иногда лучшим способом грамотно использовать вспышку – ее своевременное выключение. Нередко естественного освещения достаточно для получения качественных снимков и нет нужды лишний раз усложнять себе жизнь применением вспышки. Держите глаза открытыми, ум свободным и анализируйте ситуацию в течение всего творческого процесса!

 

ВИДЕОКАНАЛ ФОТОГОРА

2369

Полезные статьи

Как выбрать синхронизатор?
Как выбрать синхронизатор?
Специалистам и консультантам по студийному оборудованию постоянно приходится отвечать снова и снова ...
синхронизациятеориястудийный светвыбор фототехники
1949
Вспышка 360 Дж с TTL и HSS в компактном корпусе
Вспышка 360 Дж с TTL и HSS в компактном корпусе
Корейская компания SMDV объявила о создании новой вспышки BRiHT-360 с встроенными режимами TTL и HSS ...
новинкаимпульсный светанонс
43
Грамотное использование заполняющей вспышки
Грамотное использование заполняющей вспышки
Ни один источник света не может конкурировать по яркости с солнцем, но солнечный свет тоже имеет сво ...
импульсный светфотография для начинающихтеорияестественный свет
920
Войти