Известный блогер, редактор и основатель Digital Photography School Даррен Рауз (Darren Rowse) делится тем, как он бы хотел, чтобы его учили фотографии в детстве, когда он делал свои первые шаги в освоении этого искусства.
Примечание. Прежде чем начать, запомните самое главное правило: не убивайте элемент игры в обучении. Пробовать и веселиться - залог успешного обучения ребенка фотографии.
- Начните с экспериментов
Дети очень часто снимают одни и те же вещи и получают множество практически идентичных кадров. Это обусловлено тем, что ребенок подходит к своим объектам всегда одинаково и, очевидно, в результате получаются очень похожие фотографии. Научите ребенка как можно внести разнообразие в композицию:
- снимать с разных ракурсов - сверху, снизу и т.д.;
- подходить ближе или отходить для более широкого угла снимка;
- перемещаться вокруг объекта, чтобы фотографировать с разных сторон;
- экспериментировать с разными настройками (обучайте различным режимам экспозиции).
- Всегда обращать внимание на задний план
Очень простая концепция, которая может улучшить снимки, состоит в том, чтобы проверять фон на наличие какого-то беспорядка или отвлекающих элементов. Научите ребенка быстро сканировать фон (и передний план) изображения и менять его - в противном случае фотографии получатся со всеми видами объектов, вырастающих из голов тех, кого ребенок будет снимать.
- Держать камеру ровно
Другая очевидная проблема со многими изображениями в начале творческого пути состоит в том, что на них редко бывает ровная линия горизонта. Да-да, после просмотра первого альбома ребенка уже в течение нескольких первых минут может начаться настоящее головокружение! Хотя такая неровность может быть весьма игривой или придавать снимкам более "откровенный" вид, полезно научить детей проверять этот момент перед тем, как нажать на кнопку спуска затвора.
- Как держать камеру
Нам кажется совершенно очевидным, как правильно держать цифровую камеру. Тем не менее, не все дети это понимают интуитивно, особенно младшее поколение детей, кто пока мало знаком с другим оборудованием. Быстрый урок как безопасно и максимально стабильно держать камеру в руках, поможет ребенку получить четкие изображения в будущем.
- Нужно подходить ближе
Почти во всех первых кадрах, снятых Дарреном, объект находился где-то вдалеке. Отчасти это связано с тем, что в камере, которую он тогда использовал, не было зум-объектива, но в больше степени потому, что Даррен не понимал, как приближение может помочь уловить нужные детали объекта.
Научите своих детей правильному использованию зума на цифровой камере, но не забудьте научить их тому, что можно также просто подойти к объекту ближе, и это может привести к таким же отличным результатам.
- Делать много снимков
В то время как совет отца Даррена, который заключался в том, чтобы делать как можно меньше снимков, сэкономил в свое время семье много денег, с появлением цифровой фотографии перестал быть особо актуальным. Большое количество кадров перестало быть таким дорогостоящим, хотя по-прежнему существуют определенные затраты для хранения информации теперь уже в цифровом виде. Съемка большого количества изображений - отличный способ изучить различные техники фотографии, “набить руку” и развить насмотренность. Хотя вы, вероятно, будете призывать своих детей все же не делать 100 снимков одной и той же вещи - поощряйте детское желание экспериментировать с большим количеством разных фотографий с течением времени, и со временем вы увидите, что фотографии будут становиться лучше и лучше.
- Придерживаться правильного баланса между фотографированием людей, вещей и мест
Даррен вспоминает, как он вернулся из своей первой школьной поездки заграницу, когда был подростком, и показал родителям снятые фотографии. Первое, что бросалось в глаза - мальчик практически не делал фотографии с людьми. Все снимки Даррена поначалу состояли исключительно из изображений зданий. Хотя некоторые архитектурные фотоснимки были интересными, он пропустил один из самых важных аспектов поездки - тех, с кем путешествовал.
Некоторые дети слишком сосредоточены на фотографировании видов, а другие, наоборот, снимают одних только людей. Если вы видите, что и ваш ребенок решил приобщиться к одному какому-то виду съемки, вам стоит объяснить, что фотография многогранна и показать ребенку другие ее визуальные возможности.
- Находить точку интереса
Интересные фотографии содержат интересные вещи - им нужна визуальная точка интереса (фокус). Учите ребенка определять, что представляет из себя такая точка, прежде чем нажать на кнопку спуска затвора. После того, как ребенок поймет, как искать точку интереса, продвигайтесь дальше - расскажите, как ее визуально выделить (меняя свою позицию, используя свой зум и т.д.).
- Использовать правило третей
Правило третей – простой и эффективный принцип. Хотя общеизвестно, что нарушение этого правила также может быть мощным эффектом, Даррен считает, что правильно действует безотказно, когда дети начинают фотографировать других людей. Даже если ребенок не сразу поймет, как правильно расположить объект съемки на точках пересечения третей, достаточно научить его, как располагать объект просто не по центру.
- Просматривать фотоснимки детей вместе с ними
Самая хорошая вещь, которую вы определенно можете сделать, чтобы помочь своим детям радикально улучшить навыки фотографии, - это сесть за компьютер с ними после прогулки с фотокамерой и просмотреть снимки вместе. Делайте паузу, чтобы отметить, что они сделано хорошо, показывайте где и как нужно было сделать лучше. Обратите особое внимание (вслух!) на снимки, с которыми ребенок хорошо справляется. Это дает отличное позитивное подкрепление и вдохновение для продолжения своего хобби.
- Использовать фокусную блокировку
Одной из важных техник, которую дети хорошо усваивают, является использование фокусной блокировки. В то время как на большинстве камер есть автоматическая фокусировка на объектах, бывают случаи, когда вы получаете снимки, которые не в фокусе, потому что камера не может определить, что является основным объектом (особенно, если объекты размещаются не по центру с помощью правила третей). Научите ребенка нажимать кнопку спуска затвора наполовину, чтобы сфокусироваться, а затем уже делать кадр, удерживая его. Таким образом формируется навык, которым он будет пользоваться вечно!
- Использовать разные режимы для разных ситуаций
В тот день, когда Даррен обнаружил, что у его семейной пленочной камеры был маленький циферблат для разных режимов съемки, его фотография улучшилась в разы. В наши дни большинство цифровых фотоаппаратов имеют возможность переключать камеру в такие режимы, как «портрет», «спорт», «макро» и т.д.
Расскажите ребенку про режимы съемки, и когда стоит переключаться на них. Этим вы приблизитесь на шаг к изучению режимов ручной экспозиции (см. следующий пункт). Осознание того, что разные ситуации требуют использования разных настроек, является важным уроком для детей, так как он помогает им лучше понять не только свой объект съемки, но и такие вещи, как влияние света, фокусного расстояния и движения объекта.
- Изучить настройки экспозиции
После того, как ребенок хорошо освоит описанные выше техники, пора научить его некоторым основам настройки экспозиции (хотя это скорее для детей постарше). Изучение трех элементов ISO, диафрагмы и скорости затвора – хорошая отправная точка для начала занятий. Ознакомьте его с тем, как изменение этих настроек может повлиять на фотографию. Лучший способ научиться этому - познакомить их с приоритетными режимами диафрагмы и затвора.
Главное запомните, что чем веселее будут задачи, которые вы ставите перед ребенком, тем интереснее ему будет заниматься фотографий. А вы в недалеком уже будущем получите себе спутника и единомышленника для проведения досуга и общих семейных занятий.