У науки есть свойство кружить людям головы - чем сложнее она становится, тем более абстрактной выглядит для многих. И если вы не прилагаете ежедневных постоянных усилий в изучении какого-то вопроса, не разбираетесь в тонкостях и нюансах, голова может перегрузиться информацией, прежде чем вам удастся хоть как-то заинтересоваться новой разработкой или открытием.
Научные разработки сначала существуют некоторое время, а уже потом придумываются различные способы приближения людей к затронутым научным проблемам. Сегодня есть впечатляющее количество фильмов, видеороликов, подкастов, лекций и выставок, которые объединяет миссия прояснения вопросов науки людям.
Прекрасное эссе бразильского фотографа Леонардо Рамоса (©Leonardo Ramos) познакомит вас как может фотография научить любить науку и бережно относиться к планете.
"Когда я был очень молод, меня совсем не интересовала наука. Для меня все это было скучным школьным материалом - бессмысленные слова, которые нужно запомнить до экзаменов, а потом можно благополучно забыть. Я видел только то, что изучение предметов мешает мне играть с друзьями на улице и смотреть телевизор.
Тем не менее, я всегда говорил, что хочу стать астронавтом, когда вырасту, - тем, который одевается в классный костюм и смотрит на крутые вещи за пределами Земли, то есть ничего даже отдаленно связанного с наукой. У меня было много книг с захватывающими космическими снимками, я рассматривал их бесконечное число раз. Глядя на изображения я не приближался ближе к научным знаниям, тем не менее, неосознанно пришел к пониманию самой ценной концепции науки: благоговению перед ней и стремление ее постичь.
Пока я учился в школе родители постоянно брали меня на пешие прогулки, но все, что я видел вокруг себя - скучные кусты и холодную воду. Это было до тех пор, пока мой отец не дал мне камеру в руки. Она помогла мне посмотреть иначе на все, что я видел вокруг. Мой отец - фотограф, именно он учил меня своему ремеслу, культивировал мой интерес к науке и развивал умение посмотреть на мир под нетрадиционным углом. Так развилось мое глубокое восхищение и уважение к природе.
Есть два аспекта фотографии, которые, возможно, на шаг опережают любые другие способы коммуникации с наукой. Во-первых, фотография передает свое сообщение о природном явлении гораздо быстрее, чем фильм или лекция, когда требуется время, чтобы понять о чем будет идти речь.
Фотография вряд ли объяснит как электростанция генерирует электричество, не расскажет о сложных движениях тектоники плит или о естественном отборе, но она может подарить то же чувство благоговения и интереса, какое космические снимки принесли мне, когда я был ребенком. И это может иметь гораздо больший эффект, чем любой фильм, лекция или что-то иное.
"То, что глаз не видит, сердце не чувствует"
Картина с величественным ягуаром или захватывающий пейзаж на новостном канале может рассказать вам то, что ни одна книга никогда не могла: посмотрите, насколько это удивительно красиво! Он существует, он там! Хорошая фотография не только скажет это вашему мозгу, но и покажет вашему сердцу.
Именно из-за этого ученые и команды по охране окружающей среды объединяются с фотографами. В Сан-Паулу (Бразилия) частные учреждения и негосударственные организации прилагают значительные усилия для создания резервов для охраны того, что осталось от когда-то огромного Атлантического леса. Всемирно известный фотограф Лучано Кандисани (@Luciano Candisani), один из немногих бразильцев, когда-либо получивших премию "Фотограф года дикой природы Би-би-си", объединился с одним из этих учреждений - заповедником Воторантим в Сан-Паулу. Он разработал уникальный фотографический метод с камерами-ловушками для получения изображений редких животных, а также проводит туристам воркшопы по фотографии. Это способ показать всю работу по охране природы, которая там проводится, для остальной части страны.
Второе несомненное преимущество фотографии - любой может быть фотографом. Смартфон - это все, что нужно, чтобы выявить интерес человека к созданию изображений. И, как показывают последние рекламные объявления для iPhone от Apple, вряд ли можно ограничить использование телефона в качестве инструмента для создания красивых фотографий.
Популярность снимков природы в социальных сетях поощряет новичков выходить на улицу и фотографировать. "Фотография помогает людям видеть", как утверждала Беренис Эбботт, известная, прежде всего, своими фотографиями Нью-Йорка 30-х годов прошлого столетия. Когда дело доходит до сохранения окружающей среды, практика фотографии может просто помочь людям выйти из дома, увидеть то, что нужно охранять и испытать потребность делать это.
К сожалению, достаточно редко можно увидеть разнообразие фотографии в научных областях (за исключением экологии разве что). NASA делает огромную работу, показывая невероятные фотографии космоса - телескопы Хаббла и другие снимки подпитывают интерес к разгадке тайн космоса, приближая людей к научным проблемам. Связь между наблюдением завораживающей красоты Солнца и, в конечном итоге, желанием понять принцип ядерного синтеза все еще кажется довольно надуманной. Это может спровоцировать интерес к астробиологии, возможно, к поиску внеземной жизни, но, по общему признанию, после того, как появится некоторый интерес, раскрытие некоторых проблем лучше оставить для более глубокого анализа документальным фильмам или лекциям.
Как фотограф я делаю вывод о том, что работа выполнена хорошо, если мои снимки могут служить пусть даже для небольшого изменения восприятия науки в целом или того, что она значит для всех людей. В конце концов, наука - это больше, чем просто цифры".
Будущие перспективы фотографии и экологии
В 2012 году был выпущен очень интересный чилийский фильм под названием "Нет". Это отчет о тактике рекламы, использованной во время референдума 1988 года, когда чилийцы принимали решение, должен ли диктатор Аугусто Пиночет остаться у власти. Пиночет был известен своей безжалостностью и жестокостью, по его приказам пытали десятки тысяч чилийцев и убили более 3000 человек (по официальным данным). В фильме присутствует очень интересный взгляд на коммуникацию, которая все еще недооценивается; показано, насколько неэффективной была кампания против Пиночета, которая полагалась только на графические изображения его зверств и ужасные статистические данные о смерти, тюремном заключении и цензуре. Это было слишком неприятно для простого гражданина, который не хотел, чтобы такие картины показывались на телевидении, вызывали негативные чувства и нежелательные эмоции. А потом у одного человека возникла идея попробовать противоположное: показать все то хорошее, что будет в стране без Пиночета. Он сосредоточил кампанию на позитивных чувствах вдохновения и надежды. И они победили.
Когда дело доходит до конкретной цели - оберегать окружающую среду, фотография (как и другие средства) может использоваться как более, так и менее эффективными способами. Многие защитники окружающей среды по-прежнему полагаются на "классическую подачу" - картинки на которых голодающие белые медведи, огромные мусорные контейнеры под открытым небом, мертвые киты с желудками, полными пластика, или острова мусора, которые плавают посреди океана. Все это здорово, ведь это очень мощные изображения... за исключением того, что они часто так и остаются "просто картинкой" в ноутбуке среднего сотрудника Greenpeace, потому что несут слишком много "негативных чувств".
Не у всех есть такая же жизненная приверженность к охране окружающей среды, как у активиста "Гринпис" (или другой подобной организации), или желание думать обо всех трагедиях земных сразу, и генерировать мысли в активные действия. Обоснование: я видел изображение черепахи, задыхающейся от соломинки → я больше не буду использовать соломинки → теперь я начинаю заботиться об окружающей среде - не так линейно, как кажется.
А что если использовать фотографию, чтобы привлечь людей боготворить природу, увидеть ее через объектив фотографа, научить людей смотреть на природу и видеть чудеса и красоты, которые заслуживают уважения и охраны?
Некоторые могут назвать это новаторским стремлением, экотуризмом или даже фотоэкотуризмом. Действительно экотуризм показывает на удивление стабильно хорошие результаты, делает экологию жизнеспособной и прибыльной.
Бразильский Пантанал (Pantanal) - удивительный пример того места, где местные животные, в том числе ягуары, которые иногда нападают и убивают скот, яростно защищаются местными жителями, потому что местное население процветает преимущественно за счет туристов, которые приезжают со всей территории страны (и даже мира), чтобы увидеть буйную бразильскую фауну. И фотография играет важную роль в этом: Pantanal впервые был представлен стране и миру через фотографии, которые были опубликованы в Instagram и статьях National Geographic. Во многих отношениях фотография является своеобразной открыткой для охраны природы.
Фотография - это то, что подталкивает людей к открытию всех важных жизненных вещей. Фотографы занимаются экофотографией и призывают людей не просто следовать за собой, но исследовать окружающий мир, самостоятельно учиться, заниматься фотографией. Они помогают изучать все более изолированные ландшафты, малоизвестные народы и культуры. Многие из тех, кто никогда раньше не пользовался камерой, начинают понимать, что фотография - это нечто больше, чем то, что можно сделать с помощью селфи-палки.
Мы живем в эпоху изображений. Мы никогда не взаимодействовали с их помощью так, как это происходит сегодня. Пришло время полагаться именно на фотографию для того, чтобы передать красоту науки и открытий, а также важность охраны нашей окружающей среды и природных чудес.