Mail Facebook Instagram ВКонтакте Twitter Живой Журнал Telegram
 

Герда Таро — первый военный корреспондент среди женщин-фотогорафов

Имя Герды Таро (Gerda Taro) неразрывно связано с историей Роберта Капы, а также бурными временами первой трети ХХ века. Она бежала от нацистов из Германии, став военным фотокорреспондентом, и погибла в Испании, во время войны республиканцев со сторонниками Франко. Именно она вместе с фотографом венгерского происхождения Андре Фридманом придумала для него псевдоним «Роберт Капа» и первое время даже подписывала общим «именем» свои работы. Но больше всего Герда Таро известна тем, что стала первой женщиной-фотографом, посвятившей себя военной фотожурналистике.

Photographer Gerda Taro

Еврейское происхождение стало фундаментом ярого антифашистского посыла ее творчества, а талант и невероятная смелость — залогом всемирной известности и причиной преждевременной смерти на испанской войне 1937 года. Герда Таро — член печально известного «клуба 27», она погибла, меньше месяца не дожив до этого возраста, но успела сделать много. Ее фотографии демонстрируют влюбленность в жизнь и презрение к опасности. Через них, несмотря на трагичность тематики, «просвечивает» кокетливость, независимость, яркий характер фотографа и ее умение не унывать в сложных обстоятельствах.

Герда Таро была и половиной поистине культовой в мире фотографии пары. История ее отношений с Робертом Капой отчасти раскрыта в книге Сусанны Фортес «В ожидании Капы». Однако Джимми Фокс и другие признанные историки фотографии в один голос говорят, что реальность была намного многограннее и сложнее, а любовью всей жизни Герды был вовсе не Роберт, а канадский журналист Тед Аллен, который находился с ней до последнего ранения и смерти.

И Таро, и Капа были настоящими «героями Ремарка» — ценили жизнь во всем ее многообразии, часто влюблялись и не связывали друг друга в отношениях. Однако эта пара стала основоположниками политического манифеста в фотографии. Они прославились как хроникеры гражданской войны в Испании, изменили саму суть отображения боевых действий на снимках. После крупноплановых, отчаянно смелых фото Герды Таро и Робера Капы военные фотокорреспонденты уже не могли прятаться в тылу и «быть недостаточно близко» к объекту своего интереса. Даже если это танк, город под обстрелом или высадка союзнических войск в Нормандии.

Политический радикализм и бегство от нацистов в Париж

Герда Таро — это псевдоним фотографа. Она взяла его в честь Таро Окамото (это выдающийся японский художник) и Греты Гарбо. Настоящее ее имя — Герда Похорилле. Девушка родилась в Германии в 1910 году, но по происхождению была не немкой, а еврейкой. Ее родители эмигрировали из Галиции и  обосновались в Штутгарте, откуда впоследствии переехали в Лейпциг. Герда стала работать машинисткой, но на волне растущего в стране антисемитизма вступила в коммунистическую организацию и начала распространять листовки против нацизма. В марте 1933 года ее арестовали по подозрению в участии в большевистском заговоре и антифашистской пропаганде.

В тюрьму Герда Таро уехала подчеркнуто красиво — с макияжем и в туфлях на каблуках. Однако допросы в гестапо и арест стали слишком серьезными доводами против дальнейшей жизни в Германии. Выйдя из тюрьмы, девушка сбежала во Францию по фальшивым документам и в 1934 году вошла в парижский коммунистический круг. В 1935 году одна из новых знакомых Герды, тоже беженка Руфь Серф, попросила ее пойти вместе на съемку к молодому фотографу. Это был Андре Фриман.

Будущая легенда военной фотожурналистики сбежал из Венгрии и растущего там антисемитизма. Он бедствовал и даже был вынужден закладывать камеру, чтобы выжить, но все же научил новую знакомую основам фотографии и помог ей устроиться на работу в агентство «Альянс-Фото». Вскоре они уже жили вместе, пытаясь продать свои работы и заработать.

Photographer Gerda Taro

Из-за высокой конкуренции среди французских фотографов пара пошла на мистификацию. Они придумали американского фотографа, роль которого играл Андре, а Герда представлялась его секретаршей. Как выяснили историки фотографии сегодня, автором этой идеи была именно Таро. И, хоть Андре Фридман не упоминал о Герде после ее смерти, снимки ее авторства составляли немалую долю кадров раннего периода творчества Роберта Капы. Их можно отличить друг от друга: Таро работала преимущественно с камерой Rollei, делавшей квадратные фото, а Фридман — Leica, с прямоугольными изображениями. Со временем они оба стали снимать на пленку 35 мм.

Снимки «американского фотографа» охотно покупали парижские агентства, плата за них была втрое выше гонорара французам. Пара начала активно работать, Роберт Капа становился все известнее. Вскоре обман был раскрыт, но Андре, уже хорошо знакомый парижским заказчикам, решил оставить псевдоним. Герда взяла фамилию Таро и начала работать одна. Она была чрезвычайно прогрессивной женщиной для своего времени и не боялась выйти из тени мужчины.

Самостоятельная работа и трагическая гибель в Испании

В 1936 году оба фотографа уехали в Испанию, где началась война республиканцев и франкистов. Там Герда познакомилась со знаменитыми писателями, тоже интересовавшимися событиями — Джорджем Оруэллом и Эрнестом Хемингуэем. Фотографы снимали беспорядки в Барселоне, обстрелы деревень на передовой неподалеку от Кордобы, выезд республиканских солдат к линии фронта.

Именно тогда фоторепортажи, подписанные «Герда Таро», получили широкую известность. Она начала активно работать на передовой, ее фотографии становились наглядными свидетельствами сопротивления республиканцев, которое националисты старались замалчивать. Военные фото пользовались популярностью в Европе и за океаном. Герда стремилась работать самостоятельно, и в 1937 году они с Робертом Капой разъехались по разным регионам. Услышав о боевых действиях рядом с Брунете, фотограф решила уехать туда, несмотря на предостережения об огромной опасности.

В конце июля 1937 года республиканцы отступали от города, и Герда Таро снимала их из грузовика, перевозящего раненых. Произошла трагическая случайность — машину зацепил один из танков, она перевернулась и фотограф, стоявшая на подножке, получила травмы, несовместимые с жизнью. Она умерла на следующий день, 26 июля, в мадридском госпитале, куда ее отвезли после ранения, успев спросить, не забрали ли ее фотокамеру. С ней пришли попрощаться не меньше тысячи людей. На торжественной церемонии, состоявшейся в день ее 27-летия в Париже, присутствующих было в десятки раз больше. С речами в честь фотографа выступали писатели Луи Арагон и Пабло Неруда

Герду Таро похоронили на Пер-Лашез. Ее долгое время считали автором не слишком многочисленного архива, пока в 2007 году в Мексике не нашелся «чемодан Капы». В нем были ранее неизвестные негативы Таро, которые помогли лучше восстановить хронику испанской войны. Находке посвящена книга «Тень фотографа», которую автор, Франсуа Масперо издал в 2011 году. Она посвящена, в том числе, Герде Таро — талантливому и смелому фотокорреспонденту, которая сегодня получила полностью заслуженное признание и любовь публики.  

Обсуждение

Вы можете оставить свой комментарий к данной статье

Все интересные новости в группе ВКонтакте