Американского фотографа Лилиан Бассман (©Lillian Bassman) не случайно называют фотохудожницей. Ее работы действительно находятся на стыке фотографии и изобразительного искусства. Самые известные произведения Лилиан выполнены в жанре абстрактного экспрессионизма.
Будущий классик мирового фотоискусства родилась в 1917 году в США. У Лилиан еврейские корни, и ее семья незадолго до рождения девочки эмигрировала из России. Детство Бассман ознаменовалось знакомством и дружбой с юным Полом Химмелем, которому также предстояло в будущем стать знаменитым американским фотографом. Это очень редкий случай, когда детская дружба переросла в серьезные отношения. Забегая вперед отметим, что Лилиан и Пола со временем связали романтические чувства, они вступили в брак и вместе прожили счастливо почти восемь десятков лет.
Начало карьеры
Лилиан Бассман с юного возраста твердо знала, что ее жизнь будет связана с творческой деятельностью. Правда, тогда еще не было понятно в какой именно сфере. Девушка интересовалась фотографией, пробовала свои силы в живописи, занималась модельным бизнесом… Все эти увлечения помогли ей сформировать собственный стиль, особое видение фэшн-фотографии, которые принесли известность.
Отличительная черта работ Лилиан - гармоничное сочетание нежности, элегантности, невесомости. Героини фотографий выглядят воздушными, иногда даже неземными созданиями, что было огромным новаторством для ее времени. Такой неординарный подход к фэшн-фотографии встретил одобрение современников Бассман. Юная фотохудожница уже в двадцатитрехлетнем возрасте получила приглашение сотрудничать с одним из самых известных модных журналов в мире - Harper's Bazaar.
"Абстрактный экспрессионизм"
Именно так охарактеризовала сама Лилиан свой неповторимый стиль. Удивительное сочетание методов изобразительного искусства с точностью и реалистичностью снимков дало свои плоды - сделало снимки фотографа чрезвычайно интересными, оригинальными, эстетичными.
Бассман находила работы многих современников слишком тяжеловесными и прямолинейными, не передающими тонкости женской натуры. Она сознательно стремилась добиться противоположного результата в своих фотографиях, и полностью преуспела в достижении этой цели. Лилиан стремилась передать на пленке нежность и чувственность своих моделей, удивительную красоту женской природы, всепоглощающую женственность. Ее снимки всегда элегантные, интригующие, продуманные до мелочей.
Выбранный Бассман стиль работы прекрасно соответствовал общим тенденциям послевоенного времени, когда мир устал от агрессии и стремился ко всему красивому, нежному, роскошному. Модели, с которыми работала Лилиан, отмечали ее удивительную тактичность и доброжелательность во время фотосессий. Фотограф умела расположить к себе окружающих, создать максимально комфортные условия для съемки.
Самостоятельное плавание
Лилиан Бассман доросла до должности арт-директора журнала Harper`s Bazaar, но уже в шестидесятые годы предпочла оставить этот пост. Интенсивные темпы развития фэшн-индустрии, "конвейерные" съемки лишили фэшн-фотографию той эстетики и таинственности, которые Лилиан ценила превыше всего. Поэтому она предпочла удалиться от дел, оставив официальную должность.
Долгое время Бассман не занималась профессиональной фотографией. Она предпочитала снимать друзей. Параллельно Лилиан заинтересовалась моделированием одежды, и преуспела в этой сфере. Врожденное чувство вкуса и элегантности помогало ей создавать красивую одежду, которая пользовалась спросом у ценительниц оригинальных, утонченных нарядов.
Но любовь к фотоискусству сохранилась у Лилиан на всю жизнь. Уже в пожилом возрасте, после семидесяти, Бассман вновь активно начала снимать. Фотохудожница отслеживала новейшие тенденции съемки, не боялась использовать современные технологии и даже освоила фотошоп.
Лилиан Бассман умерла в 2012 году, всего за шесть лет до своего столетнего юбилея.
Работы фотохудожницы навсегда вошли в золотой фонд фотоклассики, став прекрасной иллюстрацией тонкого вкуса и неприкрытой женственности, - такой беззащитной, лишенной пошлости и очень изящной.