Эрнст Хаас (Ernst Haas), один из величайших мастеров фотографии XX века, родился 2 марта 1921 года в Вене. Его творческий потенциал проявился достаточно рано. В юные годы Эрнст увлекался живописью. Его мать, будучи большим ценителем искусства, повлияла на формирование у молодого человека хорошего вкуса. Именно ее мнение и оценка будут важны фотографу на протяжении всей жизни.
Хаас учился в Институте графических искусств и активно занимался фотографией, начиная с 40-х годов. В период Второй мировой войны Эрнст не покидал Вену, преподавал фотографию в отделении Американского Красного Креста и работал в фотостудии.
Собственный фотоаппарат Хаас приобрел в 25 лет, обменяв на него подаренные 10 кг маргарина. Им стала двухобъективная камера Rolleyflex. Позже он сменил ее на Лейку, как и было принято в агентстве фотографов "Магнум". Несмотря на заветы Анри Картье-Брессона относительно использования определенной техники, Эрнст Хаас сам всегда утверждал, что принципиального значения марка фотоаппарата не имеет. Важен только взгляд фотографа, который может чувствовать прекрасное. А чем это будет зафиксировано - дело второе. Юноша постепенно развивает свои творческие способности, и постигает все технические и эстетические тонкости профессии. Ранние работы Эрнста представляют собой натюрморты, однако, постепенно он осваивает другой жанр.
Первым заметным фоторепортажем Хааса стала серия фотографий австрийских военнопленных, возвратившихся на родину. Тема была весьма актуальной в тот период, и очень многие фотожурналисты делали подобные репортажи. Тем не менее работа Эрнста значительно выделялась на общем фоне. Это случилось в 1949 году, в результате его сотрудничества с Инге Морат, журналисткой издания Heute. Работа была настолько мощной в художественном смысле, что вскорости популярнейший журнал того периода Life размещает у себя репортаж Хааса. По сути, эта съемка сделала из австрийского самоучки, авторитета в мире фотоискусства. Издательство пригласило его в штат, однако, Эрнст предпочел остаться независимым фоторепортером. В том же году Роберт Капа предложил ему вступить в агентство Magnum Photos. По утверждениям самого Хааса, он был первым человеком, ставшим членом организации, после пяти ее учредителей. Спустя 10 лет Эрнст возглавил агентство, членство в котором к тому времени, стало "знаком качества" фотографа.
Когда речь идет о профессиональном становлении Эрнста Хааса, нельзя не упомянуть книгу "Камера поэта", которая попалась ему в конце войны. Произведение представляло собой поэзию, с иллюстрациями известных фотографов Америки; либо фотоработы, сопровождаемые подписями в стихах - трудно понять. Это было настолько гармоничное сочетание поэтического слова и визуального образа, что книга произвела неизгладимое впечатление на начинающего фотографа. Вариативность выражения прекрасного поразила Эрнста. Старые мастера научили его видеть "язык" фотографии, слышать ее "музыку". Он стал и сам "писать" на этом языке прозу и стихи. Позже он даже называл себя композитором, использующим "другие ноты".
В 50-х Хаас начинает все больше и больше экспериментировать, стоит у истоков цветного фото. К тому времени он уже перебрался в Нью-Йорк. Благодаря использованию цветной пленки, малой глубине резкости, многоплановости его работы выглядят крайне оригинально для фотожурналистики. Эрнст стал новатором в мире фото. Его умение взаимодействовать с цветом и светом рождало настоящие произведения искусства.
В 1953 году журнал Life впервые публикует большое цветное фотоэссе, посвященное городу Большого яблока. Его автором был Эрнст Хаас. Пройдет меньше 10 лет и музей современного искусства в американском городе Нью-йорк сделает первую выставку цветных фотографий, на которой будут представлены работы из того знаменитого выпуска. Маэстро не просто так выбирает этот город. Он считает его раем для фотожурналиста. Нью-Йорк полон противоречий и уникальных сочетаний, как и сам художник. Все бурлит, меняется, разрушается и создается. Эти чувства оказались близки Эрнсту, в снимки была вложена душа автора. Возможно поэтому его работы стали символами города, ярким отражением того, что не видели другие. Восторженные отзывы о работах были слышны как от простых людей, так и от профессиональных критиков.
Свое мастерство Хаас видел в умении наблюдать, видеть красоту жизни и в момент пика делать "выстрел". Он искренне считал, что все рамки и границы заключены в нас самих. Перефразировав известное выражение, он говорил: "скажи мне, что ты видишь и я скажу, кто ты". Кроме того, что Эрнст использовал цвет, как объект сам по себе, у него было немало других уникальных для того времени приемов. Они делали его снимки шедеврами. Фотограф фиксировал жизнь в динамике, иногда используя размытость на длинной выдержке.
За свою творческую жизнь Хаас успел попутешествовать и создать 4 фотокниги: "Создание", "Америка", "Германия", "Гималайские странствия". Также он снимал для лучших журналов, таких как Life, Vogue и другие. Выставки его работ с успехом проходили в престижных музеях Европы и Америки.
Эрнст Хаас оказал огромное влияние на развитие фотоискусства в XX веке. Его работы - примеры торжества творческого полета над традициями. В 1958 году он по праву был признан гением современной фотографии. В последний год жизни за свои работы маэстро получил награду Hasselblad.