Джоэль Мейеровиц (©Joel Meyerowitz) - один из ведущих фотографов двадцатого столетия. Фотограф-универсал, фотограф-индивидуалист, гений уличной фотографии, мастер работы со светом, пионер в мире цветных снимков... Обладатель многих премий, дважды стипендиат Гуггенхайма, Джоэль Мейеровиц получил массу титулов, благодаря своему незаурядному таланту и удивительному умению работы с камерой. Многочисленные фотоработы Мейеровица не оставляют равнодушными никого, его вклад в фотоискусство неоценим.
Джоэль Мейеровиц родился в 1938 году в Нью-Йорке. Получил образование по специальности "Живопись и медицинские иллюстрации" и довольно долгое время не планировал связывать свою жизнь с фотоискусством.
Вдохновленный Робертом Франком
Колоссальное влияние на творчество Джоэля Мейеровица оказал знаменитый фотограф Роберт Франк (автор фотокниги "Американцы").
В своих воспоминаниях Джоэль отмечает, что именно Франк повлиял на его решение заняться фотографией. Интересен один из эпизодов, произошедший в 1962 году. В этот период Мейеровиц работал на должности арт-директора журнала и о фотографии даже не помышлял. Однако, случайно попав на съемку Франка, был практически зачарован его динамичной манерой работы, постоянным перемещением вокруг модели. В этот момент для Мейеровица не было важно, каким окажется результат фотосессии - его привлек сам процесс.
Сразу же после этой фотосессии Мейеровиц принял радикальное решение уволиться с хорошей должности и стать фотографом. Большинство людей не решилось бы поддаться импульсивному порыву, но Джоэль был настолько покорен работой фотографа, что просто не видел для себя иного пути.
Также примечательна история первой камеры Мейеровица. Сообщив своему боссу об увольнении и желании стать фотографом, Джоэль услышал: "А фотокамера у тебя хотя бы есть?". Оказалось, что нет. Тогда начальник Мейеровица просто открыл сейф и подарил начинающему фотографу свою собственную камеру.
Фотограф-самоучка на улицах Нью-Йорка
Не имея никакой теоретической подготовки в области фотоискусства, Джоэль Мейеровиц сумел обернуть этот недостаток в свою пользу. Его не сковывали никакие догмы и правила - снимал так, как видел и чувствовал сердцем.
Именно это способствовало становлению Мейеровица как незаурядного уличного фотографа. Он одним из немногих в 60-е годы прошлого столетия отдавал предпочтение цветной пленке. Большинство фотографов считали, что более драматичные и красноречивые снимки получаются на черно-белой пленке - именно она обычно использовалась для так называемой "высокой фотографии". А вот Джоэль об этом даже не задумывался. Он настолько был заворожен многообразием оттенков вокруг, что снимал большинство своих работ в цвете.
Со временем Джоэль Мейеровиц стал еще более оригинален: для своих уличных съемок он брал сразу два фотоаппарата, одновременно снимал один и тот же кадр на цветную и черно-белую пленку. Он часами прогуливался по нью-йоркским улицам, пристально высматривая подходящие сюжеты для своих фотографий.
Все снимки, сделанные Джоэлем Мейеровицем в этот период, очень динамичны и неожиданны. Ему удавалось поймать красоту мимолетного мгновения, удивить зрителя нестандартным видением обыденных ситуаций.
Новаторская съемка полуострова Кейп-Код
Одна из знаковых вех в творческой биографии Мейеровица - проведенная им в 1976 году фотосъемка на полуострове Кейп-Код (Массачусетс, США). Для нее Джоэль использовал широкоугольный объектив. Снимки получились удивительно красноречивыми, но при этом наполненными спокойствием и тишиной.
Особое внимание фотограф уделил работе со светом. Световые лучи стали самостоятельным персонажем на фотографиях, они почти осязаемы - и именно они придают снимкам индивидуальность и неуловимую прелесть.
В своих пейзажных работах Джоэлю Мейеровицу удалось запечатлеть особую атмосферу полуострова, его неспешную жизнь без суеты и агрессии.
Книга фоторабот этого периода неоднократно издавалась не только в США, но и по всему миру. За прошедшие десятилетия с момента съемки фотографии полуострова Кейп-Код не утратили своей актуальности, они и сегодня смотрятся современно, свежо.
11/09
Джоэль Мейеровиц стал единственным фотографом, который был допущен к фотосъемке на месте теракта в здании Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года.
На протяжении многих дней Джоэль Мейеровиц скрупулезно создавал фотохронику тех трагических событий. Архив фотографий на месте разрушения составил более 5 000 снимков. Самые пронзительные фотографии были опубликованы в книге Джоэля "Aftermath: World Trade Center Archive".
Живой классик фотографии
Характерным для стиля Джоэля Мейеровица как зрелого фотографа считается то, что он не придерживается никакого определенного стиля. После того, как его стали называть одним из пионеров цветной фотографии, Джоэль Мейеровиц старался как можно больше экспериментировать с жанрами и тематиками своих работ.
Он снимал практически все: портреты, публицистику, пейзажи, жанровое фото… По словам самого Мейеровица, раз в 7-9 лет он ощущает определенный творческий кризис, чувствует, что "упирается в потолок". В такой ситуации единственный выход - забыть все свои предыдущие достижения и начать с чистого листа, учась чему-то новому.