Американский фотограф и кинорежиссер Джеральд "Джерри" Шацберг (Jerry Schatzberg) известен как автор знаменитого фото Боба Дилана с обложки альбома Blonde on Blonde, а также обладатель каннской Золотой пальмовой ветви за фильм "Пугало" с Аль Пачино.
Однако его сорокалетняя карьера - это нечто большее, чем список главных достижений, тем более, что на их перечисление уйдет очень много времени.
Джерри Шацберг - один из главных героев голливудского кинематографического "Возрождения" 70-х годов ХХ века. Вместе с единомышленниками и коллегами он возвращал в кино важность интроспективного повествования. Эмоции его героев сдерживаются, но лишь для, чтобы потом высвободиться как можно ярче. При этом творческий метод Шацберга не похож на "палитру", которую использовали современники - итало-американцы Скорсезе, Чимино, де Пальма.
Не меньше он отличался от молодых режиссеров - будущих героев экрана Спилберга и Лукаса. Шацберг ближе к Терренсу Малику - жесткий, независимый, обособленный мастер утонченных мизансцен. Как фотограф он такой же "взрослый", зрелый художник, не боящийся острой провокативной подачи или нарочито мрачной декадентской картины.
Обособленность и нетипичный для мейнстрима подход не помешал Джерри Шацбергу завоевать признание широкой публики. Он всегда был востребован как глянцевый фотограф и селебрити-портретист. Ему позировали актеры, писатели и рок-музыканты, в том числе участники группы The Rolling Stones. Именно Шацберг сфотографировал их на заре карьеры для обложки сингла, переодетыми в женские костюмы. В галерее его портретов - Фидель Кастро, The Beatles, Энди Уорхол, Арета Франклин, Милош Форман и неисчислимое количество других знаменитостей.
Как уроженец и житель Нью-Йорка, фотограф всегда умел передавать дух свободы рок-клубов и "злых улиц", богемности и блеска, особой эстетики американской интеллектуальности. Шацберг родился и рос в Бронксе, и всю жизнь старался работать вдали от Голливуда. При том, что по духу и эстетике он американец, его очень ценят в международном кинематографе за дерзкий, мало присущий США подход. В 2004 году он даже председательствовал в жюри фестиваля в Каннах.
Джерри Шацберг, как глянцевый фотограф
Биографы Джерри Шацберга говорят, что навыки портретной фотографии научили автора работать с киноактерами. Искусство фотографа в создании портретов не имеет равных. Он действительно умеет обнаружить истинную сущность, заглянуть за декорацию, которой знаменитости отгораживаются от внешнего мира. Шацберг готовился к съемкам, проводя со своими моделями много времени, и очаровывая их так, что они расслаблялись и переставали бояться объектива.
Фотограф никогда не давал конкретных указаний. Он позволял тому, кто ему позирует, самостоятельно найти свой "момент истины". Это роднит стиль Шацберга с Андре Кертешем, и в принципе его подход ближе к классикам фото, чем к современникам - Ричарду Аведону или Ирвину Пенну. Вместо жесткой рамки кадра он использует пространство за его пределами, умеет найти баланс между свободой жестов, поз и строгой, почти формальной гармоничностью.
Джерри Шацберг - не только "звездный портретист". Он начинал как помощник нью-йоркского фотографа и режиссер рекламы, и первый фотографический успех пришел к нему во время работы в глянцевых журналах начала 60-х. Буквально сразу фотографом заинтересовались в Vogue, Life, Glamour, Esquire и других ведущих американских журналах. Работы Шацберга расширяли рамки строгой тогдашней фэшн-фотографии и привносили в нее бунтарский дух.
Не менее бунтарскими были и серии, в которых фотограф исследовал жанр ню. Причем снимал он не только моделей с идеальными телами, но и обычных людей - со всеми признаками возраста, складками, морщинками. На черно-белых фото несовершенства превращались в причудливый узор, эти фото завораживают и выглядят, как истинное искусство.
Еще один жанр, который не обошел вниманием Джерри Шацберг - уличный репортаж. Это и следы на снегу, и улицы его родного Нью-Йорка, и идиллические сельские пейзажи, снятые на ферме. В портфолио фотографа есть и снимки из экзотических стран - Гонконга, Туниса, Ирана. Все фото объединяет узнаваемая эстетика, и подавляющее их большинство черно-белые - в цвете Джерри Шацберг работает редко.
Успех в кинематографе
Первые шаги в качестве режиссера Джерри Шацберг сделал в телерекламе, в большом кино он дебютировал в 1970 году. С первой же картины, "Загадка незаконнорожденного", где главную роль играла Фей Данауэй, он стал известен публике. В фильме, рассказывающем о фотомодели, он отразил свой собственный почти двадцатилетний опыт работы в глянце. Картину отличает удивительный для начинающего режиссера яркий авторский взгляд, исключительное умение управлять кадром и освещением.
Второй фильм "Паника в Ниддл-парке" рассказывала о темной стороне успеха - героиновой зависимости. Главную роль в нем сыграл молодой Аль Пачино, и сотрудничество двух ярких личностей продолжилось и в следующем фильме - "Пугало", покорившем Канны. Последующие картины продемонстрировали разносторонность Джерри Шацберга и его умение чередовать самые разные темы - от жизни угонщиков и уличных проституток до политики и экранизации Гарольда Пинтера ("Воссоединение").
Разноплановые картины объединяет любовь режиссера к "израненным душам" - к ним принадлежит большая часть его любимых персонажей. Джерри Шацберг всегда ставил во главу угла человеческие отношения, что затруднило ему карьеру в эпоху блокбастеров, но помогло завоевать придирчивую европейскую публику. Для актеров это тоже, без сомнения, подарок. Критики утверждают, что именно в картинах Шацберга лучше всего раскрывались Фей Данауэй и Мерил Стрип, а роль в "Уличном парне" принесла Моргану Фримену номинацию на "Оскар".
Последний на сегодня фильм Шацберг снял в 2000 году, но не смотря на почтенный возраст, а фотографу уже 96 лет, он продолжает работать над несколькими кинопроектами. Соавтором одного из них выступил Сет Коэн, работавший с Брюсом Спрингстином.
Биография и личная жизнь
Джерри Шацберг родился в семье меховщика еврейского происхождения в 1927 году. Выходец из Бронкса, он уехал из Нью-Йорка ради учебы в университете Майями и службы в армии, откуда он демобилизовался в 1947 году. Сначала Шацберг работал меховщиком на фабрике, как его отец и дядя, но по собственным словам, ненавидел это занятие. Во время обеденных перерывов он гулял возле магазинов фототехники, разглядывая витрины, и однажды увидел в "Нью-Йорк Таймс" объявление о поиске ассистента для фотографа Билла Хелберна.
Джерри получил эту работу и два года постигал азы профессии, а в 1956 году стал внештатным фотографом американских журналов. Он снимал репортажи, делал фотосессии для журналов, и быстро стал известным. Все 60-е годы он активно работал в фотоиндустрии, и именно тогда были сделаны самые известные его портреты. В 70-х годах он стал намного больше внимания уделять кино, в том числе, и из-за романа с актрисой Фей Данауэй.
Впервые Джерри Шацберг женился еще в молодости. В браке с женой Коринной родилось двое детей, но он был неудачным и продолжился всего пять лет. Однако бывшая супруга 11 лет отказывалась дать мужу развод, и стать свободным ему удалось только в 1968 году. Роман с Данауэй тоже окончился неудачно - она бросила Шацберга ради Марчелло Мастроянни. В следующий раз фотограф женился лишь в 1983 году, на актрисе Морин Кервин. Пара развелась в конце 90-х, и с тех пор узами брака Джерри Шацберг себя не связывал, полностью посвятив себя работе и спокойной жизни в своем родном Нью-Йорке.